Упражнения по развитию коммуникативной компетентности
Упражнение «Через стекло»
Цель: развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.
Педагог:
- Представьте себе, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга.
Участникам предлагается с помощью жестов передать друг другу содержание какого – либо сообщения.
Пример сообщений:
- Я тебе позвоню, когда приеду;
- Напиши мне письмо.
Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.
Упражнение «Что в сундучке?»
Цель: способствовать развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи.
Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».
Учащийся, который первым назовет то, что находится в сундучке , становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.
Игра «Интервью»
Цель: развивать речевую активность и быстроту мышления, сообразительность и находчивость.
Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты», другая – «журналисты».
Педагог:
- Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой теме, например: «Город, в котором я живу». Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?
Педагог выступает в роли наблюдателя. Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли.
Упражнение «Ситуации»
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомиму.
Учащимся предлагается разыграть ряд ситуаций:
1. Две девочки поссорились – помири их.
2.Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
3. Ребёнок плачет – успокой его.
4. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
Упражнение «Пойми меня»
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Учащийся выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений. Учащиеся должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например: “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,1– старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).
Упражнение «Моё имя»
Цель: способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника, осознанию своей коммуникативной задачи.
Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится. (Лена, Леночка, Алена, Елена…) и какое не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе.
После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т.д.)
Упражнение «Раскрасьте правильно»
Цель: развивать внимание и наблюдательность, умение договариваться.
Учащиеся работают парами. Необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем (т.е. между учащимися ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.
Упражнение «Позвони другу»
Цель: развивать умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”. Учащиеся стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Учащиеся движутся по кругу со словами:
Позвони мне позвони
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два –
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.
На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
Упражнение «Веселая сороконожка»
Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.
Не забудьте включить детям веселую музыку!
В игре участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.
Упражнение «Клеевой ручеёк»
Цель: развивать умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Перед игрой учитель беседует с учащимися о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Ребята встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.