Инновационный проект
Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений
Сроки реализации: 2020– 2023
Информационная характеристика проекта
Инновационный проект «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений»
Руководитель проекта:
Кохан Алексей Николаевич, директор Государственного учреждения образования «Руднянская средняя школа Мозырского района»
Разработчик проекта:
Колосова Виктория Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе Государственного учреждения образования «Руднянская средняя школа Мозырского района»,
Консультант проекта:
Минова Марина Евгеньевна, заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»
Учреждения образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
1. Учреждение образования «Мозырский государственный областной
лицей» Гомельской области.
2. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 16
г.Мозыря»
3. Государственное учреждение образования «Руднянская средняя школа Мозырского района»
4. ГУО «Вилейская гимназия №1 «Логос» Минской области.
5. ГУО «Гимназия №3 г. Молодечно» Минской области.
6. Государственное учреждение дополнительного образования «Центр»
творчества «Родничок» города Могилёва».
7. ГУО «Средняя школа №22 г.Могилёва».
8. ГУО «Средняя школа №2 им. Ф.И.Ковалёва» (г.Кличев).
9. ГУО «Средняя школа №121 г.Минска».
10. ГУО «Средняя школа №94 г.Минска».
11. ГУО «Гимназия №9 г.Минска».
12. ГУО «Гимназия №18 г.Минска».
13. ГУО «Средняя школа №9 г.Минска».
14. ГУО «Средняя школа №161 г.Минска».
15. ГУО «Средняя школа №26 г.Минска».
16. ГУО «Средняя школа №208 г.Минска».
17. ГУО «Гимназия №5 г.Минска».
18. ГУО «Средняя школа №98 г.Минска».
19. ГУО «Средняя школа №43 г.Минска».
20. ГУО «Средняя школа №109 г.Минска».
21. ГУО «Средняя школа №122 г.Минска».
22. ГУО «Средняя школа №217 г.Минска».
23. ГУО «Гимназия №32 г.Минска».
24. ГУО «Средняя школа №35 г.Минска».
25. ГУО «Гимназия №34 г.Минска».
26. ГУО «Средняя школа №32г.Минска».
27. ГУО «Средняя школа №17 г.Минска».
28. ГУО «Средняя школа №54 г.Минска».
29. ГУО «Средняя школа №139 г.Минска».
30. ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Эврика» г.Минска» (ГУО «ЦДО ДиМ «Эврика» г.Минска).
31. Минский государственный механико-технологический профессионально-технический колледж.
32. ГУО «Средняя школа №6 г.Витебска».
33. ГУО «Средняя школа №1 г.Новополоцка» Витебской области.
34. ГУО «Чашникская средняя школа №4» Витебской области.
35. ГУДО «Ушачский районный центр детей и молодёжи» Витебской области.
36. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1
37. г. Скиделя» Гродненского района.
38. Государственное учреждение образования «Порозовская средняя школа» Свислочского района.
39. Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс Спондовский детский сад-средняя школа» Островецкого района.
40. ГУО «Средняя школа № 2 г. Слонима».
41. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 19 г. Гродно».
42. Государственное учреждение образования «Средняя школа 11 им. генерала армии А. И. Антонова г. Гродно».
43. Государственное учреждение образования «Гродненский районный центр творчества детей и молодежи».
44. Государственное учреждение образования «Новогрудский районный центр творчества детей и молодежи».
Адрес, телефон учреждения образования, разрабатывающего проект:
ул. Молодёжная, 1, аг.Рудня, Мозырский р-н, Гомельская обл., 247755, 8(0236)392133, mozshrud@mail.gomel.by
Сроки проведения инновационной деятельности:
2020 – 2023 годы
Обоснование целесообразности
осуществления инновационного проекта
Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности, отраженной в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. Центральной проблемой воспитания разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности является формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Современная социально-культурная ситуация предъявляет высокие требования к формированию личности обучающихся: обладать духовно-нравственной культурой, социальной активностью, быть конкурентоспособным и мобильным, обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности.
Наиболее эффективным механизмом формирования и развития коммуникативной компетентности, лидерских качеств, активной гражданской позиции обучающихся являются детские и молодежные общественные объединения. Детские и молодежные общественные объединения функционируют на базе учреждений образования и являются субъектами взаимодействия в системе воспитательной работы, социализации, организации досуга и занятости обучающихся.
В Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых документов, регулирующих отношения между учреждениями образования и детскими, молодежными общественными объединениями. Ценности, цели взаимодействия учреждения образования и детских, молодежных общественных объединений на основе общих интересов с учетом прав и обязанностей, идеологических ориентиров определены в следующих законодательных документах Республики Беларусь: Конституция Республики Беларусь (ст. 36), Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (ст. 26), Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» (ст. 3, 6, 12, 19, 20), Кодекс Республики Беларусь об образовании (ст. 18, 31), Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях», Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (ст. 4; гл. 2 (ст. 7—12); гл. 3).
Участие детей, подростков, молодежи в деятельности общественных объединений способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности через включение их в социально значимую деятельность, общение, организацию досуга, занятости и трудоустройства, социализацию и адаптацию учащихся в обществе.
Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между: растущей в современном обществе востребованностью успешно социализирующихся выпускников учреждений образования с высоким уровнем сформированности коммуникативной компетентности и их недостаточной подготовленностью к взаимодействию с изменяющейся социальной средой, отсутствием уверенности в собственных силах, низким уровнем компетентности в решении возникающих перед ними жизненных проблем; необходимостью формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях и недостаточным использованием их воспитательного потенциала; потребностями системы образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений и недостаточной разработанностью методик, технологий организации и осуществления данного процесса.
Преодоление названных противоречий, актуальность рассматриваемой проблемы формирования и развития коммуникативной компетентности учащихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений и недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений».
В учреждении образования «Руднянская средняя школа Мозырского района» есть потребность во внедрении и адаптации комплекса мероприятий в рамках модели развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений. В учреждении обучается 143 учащихся. Из них 113 членов детских и молодежных общественных объединений. Среди них 10 участников волонтерской деятельности. Педагоги учреждения образования должны обеспечить конструктивное взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями, волонтерскими формированиями обучающихся, направленное на формирование единой ориентированной на развитие коммуникативной компетентности личности воспитательной стратегии, уметь оказывать обучающимся – членам детских и молодежных общественных объединений педагогическую поддержку, информационно-идеологическую, организационную, консультационную, методическую помощь, знать специфику различных детских и молодежных общественных объединений, осуществлять с ними эффективную коммуникацию, диалог и сотрудничество.
Цель проекта: научно-методическое обеспечение и эффективная организация процесса формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации личности в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:
- проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования и развития коммуникативной компетентности, эффективный опыт организации работы по развитию коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях Республики Беларусь;
- внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений;
- разработать механизм внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона;
- определить, апробировать и внедрить методическое обеспечение, оптимальные формы и методы формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;
- создать благоприятные условия для формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений;
- обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.
Новизна инновационного проекта заключается:
- в апробации и внедрении модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;
- в разработке и внедрении активных, интерактивных, коллективных творческих, проектных и игровых методов социально значимой волонтерской деятельности, равного обучения, способствующих формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;
- в разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели и инновационного педагогического опыта по формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений на уровне региона, республики.
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект
В настоящее время существует несколько концептуальных подходов к изучению проблем формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся, на которых можно формировать модель, положенную в основу инновационного проекта.
Компетентностный подход нацелен на формирование личности, обладающей готовностью и способностью жить и взаимодействовать в современном быстро меняющемся мире. С позиции этого подхода компетенция – совокупность знаний, умений, нормативно-ценностных установок, необходимых для решения проблем в определенной сфере деятельности; компетентность – соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми знаниями, способность добиваться результатов и владеть ситуацией; компетентностный подход в образовании – формирование ключевых образовательных компетенций, трактуемых как совокупность умений, знаний, нормативно-ценностных установок, необходимых для эффективного решения личностных и социально значимых проблем в определенных сферах деятельности и культуры.
Компетентностный подход позволяет рассматривать коммуникативную компетентность как необходимый компонент модели современного выпускника учреждения образования (А.В. Хуторской, Ю.М. Жуков, И.А. Зимняя, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Кукуев, JI.A. Петровская, П.В. Растянников, Е.В. Сидоренко, Д. Хаймс и др.). Ряд современных исследователей рассматривают коммуникативную компетентность как психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, которые появляются от осознания своей способности эффективно взаимодействовать с окружением (JI. Хьелл, Д. Зиглер). Проблема обеспечения эффективности коммуникативного взаимодействия участников образовательного процесса, характеризующегося активностью, осознанностью и целенаправленностью обеих сторон, исследуется многими авторами (И.А. Зимняя, Х.И. Лимейтс, В.В. Рубцов, Н.Ю. Посталюк, Г.А. Цукерман и др.).
Личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, С.И. Осипова, Г.К. Селевко, В.В. Сериков и др.) подразумевает индивидуализацию и творческую направленность процесса формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся. Этот подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее индивидуальных коммуникативных возможностей. Именно личность учащегося является основным субъектом формирования и развития коммуникативной компетентности в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений. Главной целью воспитания является формирование и развитие личности, умеющей жить и действовать в условиях быстро изменяющегося мира, способной самостоятельно и творчески мыслить, обладающей высокой культурой и нравственными качествами, широкими, глубокими и постоянно обновляющимися знаниями, стремящейся к самосовершенствованию.
Достижение поставленной цели становится возможным при использовании в процессе формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся теоретических основ и технологии личностно-ориентированного подхода. Личностно-ориентированный подход ставит задачу помочь учащемуся осознать свою индивидуальность, разобраться в своих коммуникативных способностях, попытаться определить свое предназначение, в том числе и как члена детского, молодежного общественного объединения.
Деятельностный подход. Основным принципом деятельностного подхода является принцип единства сознания и деятельности, предполагающий взаимосвязь и взаимозависимость сознания и психики и различных форм предметной деятельности. Деятельностный подход ориентирует на приоритетное использование активных методов в процессе формирования и развития коммуникативной компетентности личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин и др.).
Системный подход. Формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся с позиции системного подхода рассматриваются как система, обладающая определенными структурами, но не сводимыми к сумме конкретных элементов, в них свойства каждого элемента определяются его местом в общей структуре. Основополагающей методологической идеей при этом выступает понимание коммуникативной компетентности как: целостного образования; совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, обладающей структурой; организованного множества отдельных элементов, объединенных друг с другом и образующих определенного рода целостное единство.
В процессе систематической целенаправленной деятельности формируется коммуникативная компетентность личности, которая проходит последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры, которые приводят к повышению или понижению ее общего уровня и уровней ее структурных элементов (коммуникативных способностей, мотиваций, знаний, умений и др.).
Информационный подход рассматривает человека и его взаимодействие с окружающим миром с точки зрения протекающих информационных процессов (А.И. Башмаков, Н.В. Гафурова, Б.Х Кривицкий, Н.И. Пак, Е.С. Полат, Э.Г. Скибицкий, С.А. Христочевский и др.). Коммуникативная компетентность формируется и развивается у обучающихся в процессе коммуникации, информационного взаимодействия. Обучающиеся выступают в качестве субъектов информационных процессов.
Подход «Равный обучает равного» (подход РОР) – специально организованная система деятельности, которая обеспечивает передачу достоверной социально значимой информации через доверительное общение «на равных» подготовленных волонтеров-инструкторов со сверстниками – обучающимися (детьми, подростками, молодыми людьми).
Теоретической основой реализации подхода РОР являются познавательно-поведенческие теории, прежде всего теория деятельности, концепция социального влияния, диспозиционная теория личности, гуманистическая теория воспитания. Основное внимание в этих теориях уделяется не процессу передачи знаний, а формированию социальных установок личности и адаптивного поведения. Воспитательное взаимодействие, соответствующее принципам утвердившейся в отечественной педагогике гуманистической теории воспитания, предполагает изменение статуса учащегося. Он становится полноценным субъектом взаимодействия, усиливается его роль, повышается активность в приобретении знаний и навыков, формировании социальных установок.
Теоретическое обоснование необходимости реализации подхода РОР в образовании связано с переходом от цели – «формирование определенного набора знаний» к более значимой цели – «формирование конструктивного типа поведения и коммуникации» на основе социальных установок, сформированных в результате общения с авторитетными сверстниками.
Включение сверстника в структуру воспитательного взаимодействия обосновано особенностями детского, подросткового и молодежного общения, в котором мнение авторитетных сверстников становится более значимым, чем мнение социализирующих взрослых. Роль сверстника не тождественна роли педагога: он не обучает и не воспитывает, а передает знания, позитивный опыт, переживания и свое отношение, сформированные на основе знаний. Эффективность воздействия здесь определяется совпадением модели социальной действительности у волонтера-инструктора и учащегося, включенного в общение с ним. В соответствии с двухуровневой теорией коммуникации наибольшее доверие у учащихся вызовет та информация, которая обсуждена, а не та, которая воспринята непосредственно от источника – педагога, родителей, средств массовой информации, специалистов. Как правило, она обсуждается с лидерами детских и молодежных групп, которые не только воспроизводят информацию, но привлекают внимание к сообщениям, дают им соответствующую оценку. Таким образом, подход РОР способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в процессе общения со сверстниками.
Особую роль в процессе формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся играют детские и молодежные общественные объединения в связи с большой восприимчивостью детей, подростков, молодых людей к усвоению ценностей и информации в среде сверстников в условиях неформального общения, совместной деятельности.
Проблемы функционирования и развития детских и молодежных общественных объединений как субъектов воспитания рассмотрены в исследованиях отечественных и зарубежных ученых И.Д. Аванесян, Л.В. Алиевой, Н.Ф. Басова, Л.В. Байбородовой, Е.В. Башаркиной, М.В. Богуславского, Т.А. Васильевой, А.В. Волохова, Е.А. Дмитриенко, Л.Н. Иванниковой, М. И. Ильинского, В.Т. Кабуша, А.В. Кирьяковой, В.А. Кудинова, В.В. Лебединского, Р.А. Литвак, В.Г. Литвиновича, А.В. Малиновского, Э.А. Мальцевой, К.Д. Радиной, Е.В. Титовой, Т.В. Трухачевой, Е.Е. Чепурных, Б.Е. Ширвиндта и др.
Проведены исследования специфики деятельности детских и молодежных общественных объединений (Е.В. Акимова, А.В. Алиева, Н.В. Бармакова, Г.Ф. Бедулина, Б.Г. Закаблуковский, В.А. Кудинов, Ю.В. Кудряшов, М.Е. Минова, В.И. Несевря и др.), особенностей формирования лидерских и организаторских способностей детей и подростков в условиях детских и молодежных объединений (В.В. Вавуло, О.С. Коршунова, М.Е. Минова, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др.).
Во всех исследованиях подчеркивается влияние детского и/или молодежного общественного объединения на формирование и развитие личности его членов.
Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности, фундаментальных и прикладных научных исследований
Исследование по теме инновационного проекта осуществлялось в рамках научно-исследовательских тем: «Научно-методическое обеспечение воспитательной работы в образовательных учреждениях и учреждениях внешкольного воспитания и обучения в контексте воспитания у детей и учащейся молодежи базовых компонентов культуры» в рамках ОНТП «Образование и здоровье» (№ ГР 20063470, 2007 г.); «Научное и методическое обеспечение развития содержания, форм и методов воспитания учащихся в современной образовательной среде» в рамках ОНТП «Современная образовательная среда» (№ ГР 20073470, 2009 г.); «Разработать научно-методическое обеспечение взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений по выявлению лидеров и работе с ними» (№ ГР 20122032, 2012 г.); «Разработать научно-методическое обеспечение ученического самоуправления в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (№ ГР 20190821, 2019 г.).
В результате экспериментальной деятельности, прикладных научных исследований разработаны модель и научно-методическое обеспечение процесса формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений, включающее:
пособия «Педагогика детского и молодежного движения», «Взаимодействие учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений по выявлению лидеров и работе с ними», «Подготовка волонтеров к реализации подхода «Равный обучает равного» в учреждении образования», «Реализация подхода «Равный обучает равного» в учреждении образования», «Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования», «Подготовка педагогов к формированию демократической культуры обучающихся в информационную эпоху» и др.;
программы факультативных занятий для учащихся IX, X, XI классов учреждений общего среднего образования «Подготовка школьника – лидера и организатора детского, молодежного общественного объединения», «Подготовка волонтеров к реализации подхода «Равный обучает равного» в учреждении образования»;
методические разработки интерактивных занятий, проектов, игр, коллективных творческих дел, семинаров для учащихся, педагогов и родителей по формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений.
Разработаны тестовые и игровые задания на выявление лидеров, определённых ценностных ориентиров; организовано проведение на постоянной основе трудовых и волонтёрских акций «Милосердие», «Поделись своим теплом», «Памятник», «Где живём, там порядок наведём», «Ветераны живут рядом»; участие в акциях «Я – гражданин Республики Беларусь», «Чудеса на Рождество», «Наши дети»; проведение информационных часов в рамках проекта «Школа Активного Гражданина», торжественные сборы членов детских и молодёжных общественных объединений, приуроченные памятным датам.
Основная идея инновационного проекта, ожидаемые результаты
Основная идея внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений – создание необходимых условий, способствующих формированию у учащихся коммуникативной компетентности как условия успешной социализации личности, а значит и системы деятельности педагогического коллектива в данном направлении.
Инновационный проект будет реализован по следующим направлениям:
Организация внеурочной деятельности
Функционирование факультатива «Подготовка школьника - лидера и организатора детского, молодёжного общественного объединения».
Цель: формирование лидерской и организаторской культуры учащихся как элемента базовой культуры личности и условия её успешной реализации как гражданина, ответственного члена детского, молодёжного общественного объединения.
Основные задачи:
- закрепление знаний о нормативно-правовых основах, содержании, программах, методах и формах деятельности детских и молодёжных общественных объединений Республики Беларусь;
- приобретение знаний о лидерстве и организаторской деятельности детских и молодёжных общественных объединениях;
- систематизация представлений о ценностных ориентирах и социально одобряемых качествах лидера и организатора детского, молодёжного общественного объединения;
- формирование умений конструктивно общаться и сотрудничать в коллективе сверстников;
- выработка лидерских, организаторских, коммуникативных умений и навыков.
Для достижения поставленных задач будут использоваться такие формы и методы работы, как лекции, дискуссии, интерактивные методы обучения, педагогические и психологические игры, коллективные творческие дела, презентации, анализ уставов детских и молодёжных общественных объединений, встречи с лидерами детских и молодёжных общественных объединений и др.
Функционирование объединения по интересам «Зямля бацькоў – зямля святая»
Цель: воспитание патритизма, национального самосознания, любви к Родине.
Основные задачи:
- приобщение молодого поколения к изучению материального и духовного наследия белорусского народа, акцентируя внимание на фактах, которые призваны способствовать формированию самосознания учащихся, их гражданскому становлению, чувства внутренней необходимости учиться и работать на благо Родины;
- усовершенствование знаний о родном крае, используя местный материал, сочетая его с полученными знаниями по истории, белорусскому языку и литературе, географии, обобщая и вводя в содержание обучения элементы краеведения, этнографии быта, современной истории и гражданской мысли;
- воспитание у обучающихся бережного и уважительного отношения ко всему лучшему, созданному предками, их языку, фольклорным, местным природным богатствам;
- формирование морально-этических взглядов учащихся, логического мышления, эрудиции, коммуникативной компетенции, обогощение словарного запаса и общей языковой культуры.
Основные направления работы и мероприятия:
Организация исследовательской деятельности, изучение истории родного края; участие в краеведческих квестах, краеведческих конкурсах; участие в акциях “Беларусь помнит”, “Спасибо за Победу!”, “Мы - граждане Беларуси”, “Герои Победы”, “За Беларусь”; сбор информации о знаменитых земляках; изучение традиций и обычаев белорусского народа; организация работы музейного уголка и пополнение его фонда.
Совершенствование работы школьного ученического самоуправления
Цель: повышение уровня самоорганизации обучающихся школы, создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе.
Основные задачи: обучение учащихся элементам управленческой деятельности для воспитания ответственности и самостоятельности; повышение интеллектуального уровня, воспитание добра и милосердия; развитие творческой индивидуальности; способствовать успешной социализации учащихся.
Основными формами работы школьного ученического самоуправления станут: коллективная творческая деятельность; разведка полезных дел; игры (деловые, ролевые); конкурсы, дискуссии (например, обсуждение предложений микрогрупп в проект плана самоуправленческой деятельности); создание и пополнение банка идей и предложений; тренинги, заседания, собрания, конференции, круглые столы и др.
Реализация деятельности школьного ученического самоуправления будет осуществляться через проведение традиционных мероприятий при непосредственном участии всех учащихся, педагогов и родителей: День знаний, День учителя, Осенний бал, Новогодний колейдоскоп, День защитники Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, предметные декады и недели, Дни здоровья, Вахта памяти, Последний звонок и др.
Методами организации самоуправленческой деятельности школьников станут:
- “мозговой штурм”;
- технология социального проектирования (обучение школьников проектированию, практика самостоятельного действия, осуществление коммуникативных процедур, рефлексия способа действия и оценка его эффективности);
- технология социальной детской и молодёжной инициативы (создание модели различных социальных процессов и явлений, способов решения социальных проблем);
- технология создания и работы волонтёрских групп в образовательном учреждении;
- технология “Равный обучает равного”;
- информационные технологии (развитие сферы коммуникативной культуры, играющей всё более заметную роль в социализации учащихся, формируя их потребности, вкусы, идеалы).
Волонтёрская деятельность
Цель: развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения обучающихся к решению социально значимых проблем через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и других проектах и программах.
Задачи: поддержка ученических инициатив; содействие всестороннему развитию учащихся, формированию у них активной жизненной позиции; расширение сферы внеурочной деятельности и вторичной занятости учащихся; вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищённым слоям населения, охраной окружающей среды.
Будут созданы два волонтёрских отряда: один в рамках тимуровского движения ОО «БРПО», второй в рамках волонтёрского движения «Доброе сердце» ОО «БРСМ».
Совершенствование работы классных руководителей
Принципы, на которых планируется построение работы в данном направлении:
- принцип активности
- принцип сотрудничества
- принцип творчества
- принцип целостности
Классный руководитель через разнообразные формы и методы коллективной, групповой и индивидуальной работы создаёт условия для формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе классного самоуправления, оказывает поддержку развитию детских и молодёжных инициатив.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для успешной самореализации и саморазвития личности.
Классный руководитель организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общества.
Классный руководитель тесно взаимодействует со специалистами социально-педагогической и психологической службы, призванными быть посредником между личностью ребёнка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии педагога социального и педагога-психолога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.
Организация работы специалистов социально-педагогической и психологической службы
Работа специалистов службы СППС будет направлена на формирование коммуникативных способностей, умение сотрудничать, развитие навыков бесконфликтного общения; профессиональное самоопределение, развитие и реализацию интересов, творческих способностей; мотивацию к достижению успеха; социальной активности; навыков конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях.
Основные направления работы и мероприятия:
- психолого-педагогическое просвещение через индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, беседы, лекции;
- обучение навыкам стрессоустойчивости, диагностика личностных особенностей, коррекция проблем;
- развивающие интерактивные занятия, занятия с элементами тренинга в рамках классных часов, мероприятий 6 школьного дня;
- профдиагностика: изучение интересов, склонностей, способностей, профпросвещение;
- проведение обучающих семинаров для учащихся и классных руководителей;
- встречи с интересными людьми;
- подготовка учащихся к работе по принципу «Равный обучает равного»;
- помощь в реализации творческих способностей, интересов через организацию полезной деятельности и др.
При реализации данного инновационного проекта будет создана социально-воспитательная среда в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных объединений, которая способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся. Ожидается осуществление успешного процесса формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
Будет реализована система методов и форм, конкретных воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
Будет апробирована и внедрена система эффективного взаимодействия педагогов учреждений образования и учащихся – членов детских и молодежных общественных объединений, которая будет обеспечивать формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
Реализация инновационного проекта будет содействовать:
- практическому решению проблем формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся;
- внедрению эффективных методов, форм, технологий в работу педагогов с обучающимися, реализацию приоритетных направлений государственной молодежной политики в учреждениях образования, взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями;
- воспитанию нравственной, активной, творческой, успешной личности обучающегося, обладающей коммуникативной компетентностью;
- повышению уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей качеством образовательной и социально-воспитательной среды, направленной на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
Программа инновационной деятельности
«Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных общественных объединений»
Государственного учреждения образования «Руднянская средняя школа Мозырского района»
Этап/ |
Основные направления |
|||||
Организационно-управленческое обеспечение |
Информационно-аналитическое обеспечение |
Научно-методическое обеспечение |
Работа с педагогами |
Психолого-педагогическое сопровождение |
Планируемые результаты |
|
Подготови-тельный (январь 2020-август 2020) |
1.Формирование коллективного субъекта управления инновационной деятельностью: ‒определение направления инновационной деятельности на основе проблемного анализа; ‒формирование инновационной команды; ‒разработка идеологии и стратегии деятельности педагогического коллектива в условиях реализации инновации. 2.Внесение корректив в Программу развития учреждения образования, фиксирующих план реализации инновации. 3.Оформление документов (локальных нормативных актов) для получения статуса – учреждение образования, реализующее инновационный проект, и организации инновационной деятельности. 4. Разработка системы стимулирования и материального поощрения педагогов, участников инновационной деятельности. |
1.Анализ педагогической деятельности учреждения образования (за 3 года) и выявление проблем реализации образовательного процесса. 2.Популяризация инновационной идеи в рамках информационного поля учреждения образования. 3.Составление и представление аннотированных списков научной и научно-методической литературы по теме проекта. |
1.Консультационная помощь педагогическому коллективу в выборе инновационной идеи для разрешения выявленных проблем. 2.Разработка совместно с консультантом инновационной модели, технологии и программы ее реализации. 3.Выявление рисков реализации инновационного проекта, определение мер по их предотвращению. |
1.Обсуждение и принятие педагогическим коллективом идеи необходимых и целенаправленных нововведений в деятельность учреждения образования. 2.Осмысление теории и практики предстоящей инновационной деятельности. 3.Обсуждение рисков реализации инновационного проекта и путей их предотвращения. |
1.Диагностика педагогического коллектива на предмет: ‒выявления готовности к реализации инновационного проекта; ‒наличия и преодоления барьеров инновационной деятельности. |
1.Инновацион-ный проект как пакет документации; как стратегия и тактика инновационной деятельности учреждения образования. 2.Мотивацион-ная и когнитивная готовность инновационной команды и педагогичес-кого коллектива в целом к реализации проекта в учреждении образования. |
Рефлексив-но-диагности-ческий (сентябрь 2020-январь 2021) |
1.Формирование локальной нормативной базы, регламентирующей инновационную деятельность в учреждении образования. 2. Корректировка и реализация программы и плана мониторинговых мероприятий в рамках проекта. 3. Формирование локальных методических подструктур (школа молодого учителя, школа повышения педагогического мастерства, школа эффективного педагогического опыта; проблемные и творческие группы; постоянно действующий семинар). 4.Организация инновационно-экспертного совета учреждения образования. |
1.Создание информационно-насыщенной среды: ‒оптимизация информационных потоков, отражающих ход и содержание инновационной деятельности в рамках проекта; ‒создание информационно-аналитического центра, обеспечивающего трансляцию образцов педагогического опыта. 2. Обеспечение сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности с целью кооперации в области формирования педагогического опыта. |
1.Консультационная помощь в определении тем педагогических исследований в рамках проекта (на основе данных диагностики и самодиагностики). 2. Организация и проведение методологического семинара «Теоретические основы внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждения образования и детских, молодежных объединений». |
1.Входная самодиагностика: ‒рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений; ‒уровня педагогической деятельности; ‒уровня педагогического опыта. 2.Освоение: ‒ цикла рефлексивной деятельности; ‒технологии рефлексивного анализа педагогической деятельности. 3. Организация постоянно действующего семинара «Рефлексивные навыки педагогов как средство формирования эффективного опыта профессиональной деятельности». 4. Организация тренингов «Определение затруднений в профессиональной деятельности педагогов». |
1.Определение диагностических методик, необходимых для выявления уровня сформирован-ности рефлексивной компетентности субъектов инновационной деятельности. 2. Осуществление входной диагностики. |
1.Выявлен уровень сформирован-ности рефлексивных, исследователь-ских, проектировоч-ных умений; уровень педагогической деятельности; уровень педагогичес-кого опыта. 2. Выявлены проблемные поля в индивидуаль-ной профессиона-льной деятельности педагогов. 3. Организовано обучение педагогов в рамках проекта и на основе диагностики. |
Практиче-ский (февраль 2021-декабрь 2022) |
1. Организация деятельности инновационно-экспертного совета учреждения образования по направлениям: ‒экспертная оценка материалов инновационной деятельности, предоставляемых на педагогические советы; ‒ экспертная оценка материалов педагогического опыта, рекомендуемых для печати, для участия в конкурсах методических разработок, семинарах, конференциях и т.д.; ‒утверждение тем индивидуальных педагогических исследований в рамках инновационного проекта; ‒ составление и анализ промежуточных отчетов о результатах инновационной деятельности участников инновационной деятельности и УО. 2.Проведение педагогических советов «Презентация образцов эффективного педагогического опыта». 3. Создание условий для повышения квалификации педагогов в области осуществления инновационной деятельности: ‒внутри УО (тренинги, семинары); ‒вне УО (ИРО, АПО и др.) 4. Создание условий для реализации педагогических инициатив. 5. Создание условий для эффективной работы виртуального методического кабинета (отдельной рубрики кабинета), предоставляющего учебно-методические материалы для участников инновационной деятельности. |
1.Организация деятельности информационно-аналитического центра по направлениям: ‒информирование педагогической общественности о ходе инновационной деятельности; ‒предоставление информации на сайт УО о реализации проекта; ‒создание банка данных эффективных образцов педагогического опыта; ‒предоставление научно-методических материалов инновационной деятельности в виртуальный методический кабинет; ‒трансляция эффективных образцов педагогического опыта (локальный печатный орган, и т.д.). 2. Организация онлайн-конференций, вебинаров, форумов и др. 3. Консультирование по вопросам осуществления инновационной деятельности в онлайн-режиме. 4. Поддержка сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности, основанного на принципах сотрудничества, сотворчества, конструктивного разрешения проблем профессиональной деятельности и направленного на формирование эффективного педагогического опыта. |
1. Консультационная помощь по вопросу организации и проведения постоянно действующего семинара, учебных деловых игр, программы работы творческих и проблемных групп. 2. Организация консультирования по вопросу определения программы и плана реализации индивидуальных педагогических исследований в рамках инновационного проекта. 3. Проведение методологического семинара «Педагогический опыт как фактор непрерывного личностно-профессионального развития педагога». 4. Проведение методологического семинара «Обобщение и представление опыта профессиональной деятельности педагога». 5. Проведение методологического семинара «Организационно-методические условия аттестации педагогических кадров». 6. Консультационная помощь при осуществлении экспертной оценки материалов педагогического опыта, представленных к трансляции и распространению. |
1. Организация постоянно действующего семинара «Рефлексивные навыки педагогов как средство формирования эффективного опыта профессиональной деятельности» по следующим направлениям: ‒ эффективный педагогический опыт как результат непрерывного личностно-профессионального развития и образования педагога; ‒моделирование педагогического опыта (построение эмпирической и нормативной; проблемной и прогностической); ‒ освоение технологии оформления педагогического опыта; ‒разработка механизмов трансляции педагогического опыта; ‒проектирование педагогического опыта; ‒эффективный педагогический опыт как условия успешной аттестации педагогических кадров; ‒рефлексивность педагога как условие рефлексивности учащегося. 2. Проведение индивидуального педагогического исследования в рамках инновационного проекта и в соответствии с выявленным проблемным полем профессиональной деятельности. 3.Учебная деловая игра «Разработка критериев эффективного педагогического опыта по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся». 4. Учебная деловая игра «Технология оформления педагогического опыта». 5. Групповая работа педагогов в рамках методических творческих формирований по оформлению индивидуального педагогического опыта. 6. Индивидуальная работа учителей по оформлению педагогического опыта. |
1. Осуществление промежуточной диагностики в соответствии с критериями инновационного проекта. 2. Оказание консультативной помощи педагогам по вопросам самодиагности-ки. 3. Просветитель-ская работа в области повышения эффективной педагогической деятельности в рамках проекта. 4. Индивидуальное консультирова-ние педагогов, участников инновационной деятельности, по психолого-педагогическим вопросам в рамках проекта. 5. Содействие созданию психологически комфортной атмосферы взаимодействия участников инновационного проекта, основанной на принципах сотрудничества, сотворчества, конструктивного разрешения проблем профессиональной деятельности (психологичес-кие тренинги). |
1. Определенный уровень сформирован-ности (более высокий) у педагогов, участников инновационной деятельности: ‒рефлексивных, исследователь-ских, проектировоч-ных умений и навыков; ‒ уровень педагогической деятельности; ‒уровень педагогичес-кого опыта. 2. Программа и план, промежуточ-ные итоги реализации индивидуаль-ных педагогических исследований участников инновационной деятельности. 3. Оформленный индивидуаль-ный педагогический опыт учителей, участников инновационной деятельности. 4. Апробирован-ные на практике механизмы представления, трансляции, популяризации образцов эффективного педагогичес-кого опыта (мероприятия, публикации, сборники, дидактические разработки, сайты, блоги и др.). 5. Банк образцов эффективного педагогическо-го опыта УО. 6. Разработки виртуального методического кабинета. 7. Справка о промежуточ-ных результатах реализации инновацион-ного проекта. |
Обобща-ющий (январь 2023 – август 2023) |
1. Организация деятельности инновационно-экспертного совета учреждения образования по направлениям: ‒анализ, экспертная оценка полученных результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями проекта; ‒составление и анализ итоговых отчетов о результатах инновационной деятельности участников инновационной деятельности и УО; ‒презентация, содействие распространению образцов эффективного педагогического опыта (выставки, электронные материалы, открытые заседания творческих групп и др.); ‒подготовка методических материалов по внедрению апробированной инновационной модели в образовательную практику; ‒обобщение инновационного опыта УО. 2. Проведение педагогических советов по итогам и распространению инновационного опыта. 3. Организация мероприятий по представлению инновационного опыта: ‒методические декадники; ‒серии открытых уроков и мероприятий; ‒семинары и др. 4. Организация мероприятий по обмену инновационным опытом с УО, детскими и молодежными объединениями, работающими по аналогичной инновационной модели. 5. Внесение корректив в Программу развития учреждения образования, изменение модели педагога в соответствии с эффективными результатами инновационной деятельности. |
1. Организация деятельности информационно-аналитического центра по направлениям: ‒информирование педагогической общественности о результатах инновационной деятельности; ‒предоставление информации на сайт УО о результатах реализации проекта; ‒пополнение банка данных эффективных образцов педагогического опыта; ‒трансляция эффективных образцов педагогического опыта как в информационном поле УО, так и региона, республики. 2. Организация онлайн-конференций, вебинаров, форумов и др. по результатам инновационной деятельности. 3. Популяризация, рекламные акции, отражающие профессиональные достижения, эффективный педагогический опыт участников инновационной деятельности и УО в целом. |
1. Консультационная помощь по вопросам: ‒анализа и систематизации материалов по итогам реализации инновационной деятельности; ‒оформления индивидуального педагогического опыта участников инновационной деятельности; ‒систематизации и обобщения материалов индивидуальных педагогических исследований в рамках проекта; ‒разработки программы презентации и механизмов трансляции образцов эффективного педагогического опыта. 2. Консультационная помощь при подготовке отчетных материалов по итогам реализации инновационного проекта. 3. Проведение методологического семинара «Инновационная компетентность как фактор непрерывного профессионального развития и образования педагога в процессе реализации инновационного проекта». |
1. Итоговая самодиагностика: ‒рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений; ‒уровня педагогической деятельности; ‒уровня педагогического опыта. 2.Анализ и систематизация результатов инновационной деятельности. 3.Оформление и презентация индивидуального опыта педагогической деятельности (по 2-3 проблемам). 4. Анализ и систематизация результатов индивидуальных педагогических исследований в рамках проекта. 5. Разработка и предоставление отчетных материалов по результатам инновационной деятельности. 6. Организация и проведение мероприятий по презентации образцов эффективного педагогического опыта: ‒выставки методических материалов, электронных разработок, пособий, статей и др.; ‒проведение серии открытых мероприятий, отражающих эффективный опыт индивидуальной профессиональной деятельности; ‒подготовка и проведение мастер-классов, открытых заседаний творческих групп, педагогических студий, клубов и др. |
1.Осуществление итоговой диагностики в соответствии с критериями инновационного проекта. 2. Проведение психологических тренингов, направленных на формирование микроклимата, ориентированного на обмен инновационным опытом и сотрудничество. 3. Консультационная помощь по вопросам продолжения личностно-профессионального развития педагогов, завершивших реализацию инновационного проекта. |
1.Выявлен итоговый уровень сформированности рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений; уровень педагогической деятельности; уровень педагогического опыта. 2. Определена динамика диагностических показателей и мера их соответствия критериям и показателям проекта. 3. Оформленный индивидуаль-ный педагогический опыт (по 2-3 проблемам) участников инновационной деятельности. 4.Сборники образцов эффективного педагогическо-го опыта УО. 5. Справка об итоговых результатах реализации инновацион-ного проекта. 6. Методические материалы по внедрению апробирован-ной инновационной модели в образователь-ную практику. 7. Банк образцов эффективного педагогическо-го опыта УО. |
Критерии и показатели оценки эффективности
инновационного проекта
Критерии и показатели компетентности педагогов в сфере воспитательной работы по формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений
Критерии |
Показатели |
Инструментарий |
Профессиональный рост педагога |
- положительная динамика ступеней профессионального роста: умелость, мастерство, творчество, новаторство; - профессиональные и личностные достижения педагогов; - участие в конкурсах и фестивалях педагогического мастерства, социальных проектов и инициатив, а также по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями. Аттестация на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории. |
контент-анализ (анализ содержания материалов опыта экспертной группой), анкеты (самоанализ). |
Уровень педагогической деятельности |
положительная динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный; локально-моделирующий, системно-моделирующий. |
анкета по самоанализу, анализ результатов волонтерской деятельности, работы детских и молодежных объединений, интервью, инструментарий фокус-групп |
Обобщение педагогического опыта |
- положительная динамика этапов становления и формирования педагогического опыта (этап адаптации, оптимизации, модернизации, проектирования); система открытых мероприятий по теме опыта; - публикации (как электронные, так и печатные); - представление педагогического опыта в виде индивидуальной педагогической системы профессиональной деятельности; - выступления на семинарах, конференциях, форумах, круглых столах. |
анкеты, интервью, инструментарий фокус-групп, метод экспертных оценок |
Авторские методические продукты |
разработка и выпуск авторских продуктов: методики, программы, технологии, электронные средства, учебно-методические пособия, методические материалы. |
анкеты, метод экспертных оценок |
Продуктивность образовательного процесса |
- положительная динамика сформированности коммуникативной компетентности обучающихся; - динамика повышения качества знаний в области коммуникации, положительного развития мотивов, коммуникативных, оценочных и рефлексивных умений обучающихся. |
анкеты, методы диагностики сформированности компонентов коммуникативной компетентности обучающихся |
Удовлетворенность результатами инновационной деятельности |
степень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и его партнеров инновационной деятельностью |
анкеты, интервью |
Рефлексивная педагогическая компетентность |
осуществление цикла рефлексивной деятельности: реконструкция, критика, формирование норм и правил на основе нравственных ценностей; отношение к затруднениям и проблемам профессиональной деятельности; повышение уровня креативности и творчества в профессиональной деятельности |
анкеты, интервью, контент-анализ и экспертная оценка материалов педагогического опыта |
Взаимодействие всех участников инновационной деятельности |
|
анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности |
Качество управления инновационным процессом |
- рациональное планирование инновационной деятельности; мониторинг, анализ и контроль качества инновационной деятельности; - наличие системы стимулирования педагогов. |
анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок |
Критерии и показатели компетентности руководителей учреждений образования в сфере формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений
Критерии |
Показатели |
Инструментарий |
Академические компетенции |
- знание теоретико-методологических и концептуальных подходов по проблеме формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся; - нормативная правовая база по вопросам молодежной политики, взаимодействия с детскими и молодежными объединениями; - знание возрастных психологических особенностей обучающихся; - знание социокультурных факторов и условий формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся; - знание теоретических и методических основ детского и молодежного движения. |
анкеты, метод экспертных оценок |
Управленческие |
- способность к системному анализу деятельности по решению проблем формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся; - способность к подбору и мотивации персонала для работы по формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся; - владение информационно-коммуникационными технологиями, обеспечивающими поиск необходимой информации, эффективную коммуникацию с государственными учреждениями и общественными объединениями с целью решения проблем формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся; - содействие самоуправлению и соуправлению, способность к формированию корпоративной культуры учреждения образования. |
анкеты, бланки фокус-групп |
Социально-личностные |
- установка на признание ценности личности обучающегося, реализация этого признания в деятельности; - уважение ценностей, прав, интересов обучающихся; - установка на нравственно-ориентированный, демократический стиль общения, взаимодействия: педагогов, обучающихся и родителей; - установка на продвижение в учреждении образования ценностей диалога и сотрудничества педагогов, учащихся и родителей; - учет возрастных психологических особенностей учащихся; - установка на создание условий для формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в процессе обучения, воспитания, социально значимой деятельности, взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями. |
анкеты, интервью, метод экспертных оценок |
Критерии и показатели сформированности коммуникативной компетентности обучающихся
Критерии |
Показатели |
Инструментарий |
Когнитивный |
познавательный интерес к коммуникации; знания, представления, понятия о коммуникации и особенностях ее организации и осуществления |
анкеты, наблюдения, методы диагностики сформированности коммуникативной компетентности обучающихся |
Мотивационный |
направленность личности обучающегося; принятие ценностей белорусского общества, идеологии белорусского государства; мотивы саморазвития, самореализации, действия для «другого» в процессе коммуникации |
анкеты, наблюдения, метод экспертных оценок, методы диагностики сформированности коммуникативной компетентности обучающихся |
Действенно-практический |
коммуникативные компетенции (умения и навыки); способность к саморегуляции, дисциплинированность; способность противостоять негативным тенденциям |
анкеты, инструментарий для анализа результатов деятельности, методы диагностики сформированности коммуникативной компетентности обучающихся |
Рефлексивно-оценочный |
рефлексивные и оценочные компетенции (способности, умения и навыки) |
анкеты, наблюдения, метод экспертных оценок, методы диагностики сформированности коммуникативной компетентности обучающихся |
База инновационной деятельности:
Воспитательный процесс в 5-11 классах;
воспитательная работа учреждения образования;
процесс непрерывного профессионального обучения и развития педагогического коллектива учреждения образования.
Кадровое обеспечение:
В реализацию проекта будут включены директор, заместитель директора, специалисты социально-педагогической и психологической службы, педагог-организатор, учителя, в том числе учителя, выполняющие функции классных руководителей.
Участники проекта:
№ п/п |
Ф.И.О |
Должность |
Образова- ние |
Катего-рия |
Стаж в должности |
1 |
Кохан Алексей Николаевич |
Директор школы |
Высшее |
1 |
9 |
2 |
Колосова Виктория Викторовна |
Заместитель директора по воспитатель-ной работе |
Высшее |
2 |
4 |
3 |
Бычковская Наталья Владимировна |
Учитель немецкого языка, классный руководитель |
Высшее |
Высшая |
18 |
4 |
Горголь Галина Захаровна |
Учитель немецкого языка, классный руководитель |
Высшее |
1 |
20 |
5 |
Жданевич Жанна Владимировна |
Педагог-психолог |
Высшее |
1 |
32 |
6 |
Кухнавец Зоя Анатольевна |
Учитель белорусского языка и литературы, классный руководитель |
Высшее |
1 |
31 |
7 |
Кохан Анна Степановна |
Учитель биологии и химиии, классный руководитель |
Высшее |
1 |
10 |
8 |
Миранович Лариса Валентиновна |
Педагог социальный |
Высшее |
2 |
21 |
9 |
Реутская Людмила Николаевна |
Учитель истории и обществове-дения |
Высшее |
1 |
13 |
10 |
Супоненко Светлана Валентиновна |
Педагог-организатор, классный руководитель |
Высшее |
2 |
21 |
11 |
Тарасенко Виктор Михайлович |
Учитель русского языка и литературы, классный руководитель |
Высшее |
Высшая |
24 |
12 |
Тарасова Инна Ивановна |
Учитель трудового обучения, классный руководитель |
Высшее |
Высшая |
31 |
Материально-техническое обеспечение:
Учебно-материальная база УО соответствует действующим нормативам, оборудование помещений – правилам противопожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям.
В учреждении имеются учебные кабинеты, актовый зал, учебно-методический кабинет. Практически все кабинеты имеют достаточную наглядно-дидактическую и методическую базу, электронные средства обучения. Компьютеры подключены к сети Интернета, что позволяет педагогам и администрации широко использовать Интернет-ресурсы в образовательной и управленческой деятельности.
Финансово-экономическое обеспечение:
Для реализации инновационного проекта нет необходимости дополнительных материальных затрат.
Управление проектом
Консультант инновационного проекта:
Минова Марина Евгеньевна, заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»,
ул.Некрасова, 20, г. Минск, 220040
Руководитель инновационного проекта:
Кохан Алексей Николаевич, директор
Государственного учреждения образования
«Руднянская средняя школа Мозырского района»;
ул. Молодёжная, 1, аг. Рудня,
Мозырский р-н, Гомельская обл.
Список литературы
- Кодекс Республики Беларусь об образовании. «Национальный реестр правовых актов РБ 2/1795 от 17.01.2011. Кодекс РБ об образовании. Минск: К 57 РИВШ, 2011. – 352 с.
- Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by. – Дата доступа 04.02.2020.
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Уверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15 июля 2015 № 82 // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by. – Дата доступа 04.02.2020.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9. // Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by. – Дата доступа 04.02.2020.
- Кабуш, В. Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В. Т. Кабуш, А. В. Трацевская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 184 с.
- Минова, М.Е. Взаимодействие учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений по выявлению лидеров и работе с ними: учеб.-метод. пособие / М.Е. Минова, Г.Ф. Бедулина. – Минск: Акад. последиплом. образования, 2013. – 296 с.
- Минова, М. Е. Детское и молодежное движение в Республике Беларусь: классификация, сущность и функции детских и молодежных объединений / М. Е. Минова // Выхаванне і дададковая адукацыя. – 2014. – №9. – С. 37–44.
- Минова, М. Е. Классификация, сущность и функции детских и молодежных объединений в Республике Беларусь / М. Е. Минова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2015. – №4. – С. 246–251.
- Минова, М.Е. Неформальная молодежь: причины вовлечения в неформальные молодежные объединения / М.Е. Минова // Диалог. – 2013. – №.7. – С. – 37–44.
- Минова, М. Е. Моделирование и проектирование деятельности детских и молодежных общественных объединений / М. Е. Минова // Креативные ресурсы работы с молодежью : учеб.-метод. пособие / под науч. ред. В. В. Познякова. – Минск : РИВШ, 2017. – С. 101–111.
- Минова, М.Е. Педагогика детского и молодежного движения : учеб.-метод. пособие / М.Е. Минова. – Минск : Акад. последиплом. образования, 2013. – 334 с.
- Минова, М. Е. Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования, 2018. – 240 с.
- Минова, М. Е. Подготовка педагогов к формированию демократической культуры обучающихся в информационную эпоху : учеб.-метод. пособие / М. Е. Минова, О. А. Мельник ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2018. – 179 с.
- Минова, М. Е. Профессиональные компетенции педагога – лидера и организатора как фактор развития детского и молодежного движения / М. Е. Минова // Профессиональные компетенции современного руководителя как фактор развития образовательной среды : материалы междунар. науч-практ. конф., Минск, 27–28 апреля 2017 г. / ГУО «Акад. последиплом. образования. – Минск : АПО, 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – С. 432–436.
- Минова, М. Е. Равное обучение как способ решения проблем подростков и молодежи / М. Е. Минова // Диалог. – 2014. – №.12. – С. 19–26.
- Минова, М. Е., Михалевич, Е. Ф. Подготовка волонтеров к реализации подхода «Равный обучает равного» в учреждении образования : учеб.-метод. пособие / М. Е. Минова, Е. Ф. Михалевич ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : Акад. последиплом. образования, 2015. – 198 с.
- Минова, М. Е. «Равный обучает равного»: образовательная стратегия и методическая практика / М. Е. Минова // Креативные ресурсы работы с молодежью : учеб.-метод. пособие / под науч. ред. В. В. Познякова. – Минск : РИВШ, 2017. – С. 123–135.
- Минова, М. Е., Михалевич, Е. Ф., Працкевич, Т. А. Модули волонтеров равного обучения для проведения занятий со сверстниками : пособие / М. Е. Минова [и др.] ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : Акад. последиплом. образования, 2015. – 134 с.
- Минова, М. Е. Развитие одаренности лидеров детских и молодежных объединений на основе гуманистических ценностей / М. Е. Минова // Воспитание на принципах гуманной педагогики [Электронный ресурс] / под ред. В. В. Кабуша; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – С. 80–84.
- Минова, М.Е. Развитие профессиональной компетентности педагогов – лидеров и организаторов детского и молодежного движения / М.Е. Минова // Инновации сегодня – традиции завтра / Н.В. Васильченко (гл. ред.) [и др.] ; Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. – Минск, 2016. – С. 257-261.
- Минова, М.Е. Развитие ценностных ориентиров пионерского движения в Республике Беларусь / М.Е. Минова // Философское знание и вызовы цивилизационного развития : материалы междунар. науч. конф., Минск, 21–22 апреля 2016 г. / науч. ред. совет : А.А. Лазаревич [и др.] ; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии. – Минск : 2016. – С. 102–105.
- Минова, М.Е. Система самоуправления в молодежном общественном объединении / М.Е. Минова // Воспитание в сотворчестве (сотворчество педагога и студента: содержание, формы и методы): сб. науч. ст. / под науч. ред. В.В. Познякова. – Минск: РИВШ, 2013. – Вып. 5. – С. 208–215.
- Минова, М.Е. Теория и методы управления детским и молодежным коллективом / М.Е. Минова // Педагогика дополнительного образования детей и молодежи : учеб.-метод. пособие / Н.А. Залыгиина, Т.А. Лопатик, Е.Н. Сорочинская, и др. ; под ред. Н.А. Залыгиной, Т. А. Лопатик, С Г. Молочникова ; ГУО «Акад. последиплом. образования» ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2016. – С. 236–262.
- Минова, М.Е. Феномен лидерства в молодежной среде: системный взгляд / М.Е. Минова // Воспитание в сотворчестве (сотворчество педагога и студента: содержание, формы и методы): сб. науч. ст. / под науч. ред. В.В. Познякова. – Минск: РИВШ, 2013. – Вып. 5. – С. 216–227.
- Минова, М. Е. Формирование лидерских способностей обучающихся в деятельности ученического самоуправления / М. Е. Минова // Выхаванне і дададковая адукацыя. – 2019. – №12. – С.6–9.
- Минова, М. Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях / М. Е. Минова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 152 с.
- Модули волонтеров равного обучения для проведения занятий со сверстниками : пособие / разраб. : М. Е. Минова [и др.] ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – 2-е изд. – Минск : АПО, 2019. – 111 с.
- Обучение педагогов по программе «ВДГ/ОПЧ»: как развивать способности учащихся оценивать информацию в СМИ и социальных сетях : учеб.-метод. пособие / В. А. Янчук, М. Е. Минова, Н. А. Залыгина [и др.] ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2016. – 48 с.
- Поликультурное образование в условиях социального многообразия: учеб.-метод. пособие / М. Е. Минова, О. А. Мельник, Н. А. Ульянченко. – Минск : АПО, 2017. – 126 с.
- Реализация подхода «Равный обучает равного» : пособие для педагогов-консультантов : учеб.-метод. пособие / Н. А. Залыгина, М. Е. Минова, Е. Ф. Михалевич ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2016. – 140 с.