О результативности деятельности родительского комитета
Руднянской средней школы Мозырского района
Родительский комитет — одна из форм сотрудничества семьи и школы. Главная задача родительского комитета — помогать семье и педагогам в воспитании детей. Деятельность родительского комитета была организована в соответствии с Положением о родительском комитете учреждения общего среднего образования, утвержденным Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29.08.2022 г. № 290. Состав родительского комитета создан из числа законных представителей обучающихся 1-11 классов учреждения образования сроком на 1 учебный год:
Касуха Ю.В. – председатель родительского комитета 1 класса;
Мисяков Р.С. - председатель родительского комитета 2 класса;
Метлушко С.Н.- председатель родительского комитета 3 класса;
Бурмель А.В. - председатель родительского комитета 4 класса;
Данильчук Н.С. - председатель родительского комитета 5 класса;
Земляник Е.Н. - председатель родительского комитета 6 класса;
Алесич В.Н. - председатель родительского комитета 7 класса;
Нарикян Я.О. - председатель родительского комитета 8 класса;
Ефименко Ж.А. - председатель родительского комитета 9 класса;
Дуброва Н.В. - председатель родительского комитета 11 класса.
В первом полугодии работа строилась согласно плану, который был утвержден на первом заседании родительского комитета. Председателем избрана Нарикян Яна Олеговна. Цель работы родительского комитета в 2023/2024 учебном году - привлечение родителей к активному взаимодействию с учреждением образования, для приобретения родителями определенных педагогических знаний путем организации их самообразования в этом направлении, а также совместное воспитание личности ребёнка, которая будет соответствовать современным требованиям общества, формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить и общаться в коллективе.
Перед членами родительского комитета стояли следующие задачи:
- установление партнерских отношений между участниками образовательного процесса;
- привлечение родителей к активной, созидательной, воспитательной практике; развитие семейных традиций через проведение совместных семейных праздников в стенах школы;
- привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной работы.
В соответствии с планом проведено 2 заседания, на которых обсуждались вопросы организации работы общественно-родительского патруля, проведения профориентационной работы с участием родителей, улучшения санитарных и гигиенический условий как в учреждении образования, так и в домашних условиях проживания, безопасности в каникулярное время.
Родительский комитет принимал участие в подготовке и проведении массовых общешкольных мероприятий Дня Матери, Дня Отца, Нового года. Родительский комитет тесно работал с администрацией учреждения образования, педагогами. Родительский комитет инициировал отдельные вопросы для решения на общешкольных родительских собраниях. Существенная помощь оказана в сборе вторичного сырья (акция «Бумажный клад» по сбору макулатуры, «Крышечка добра» по сбору пластиковых крышечек). Одна из составляющих работы – профилактика правонарушений среди обучающихся. Члены родительского комитета активно принимали участие в дежурстве в составе общественно-родительского патруля. Однако в дальнейшем родительскому комитету следует работать в плане повышения роли семьи в воспитании их детей, профилактике противоправных проявлений в ученической среде особенно в вечернее время.
За воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Это поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, родители будут воспринимать все происходящее в стенах образовательного учреждения с пониманием и воодушевлением.
Одна из основных забот родительской общественности — создать традиции коллективной ответственности за судьбу каждого ребенка в классе. А для этого надо воспитывать коллективистские чувства и навыки не только у детей, но и у их родителей. Поможет этому вовлечение родителей в дела школы и класса.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов успешна, потому что:
— дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
— осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
— создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе.
Семьи, с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями - первая школа интеллектуального, нравственно-эстетического и физического воспитания. Понимая, что основой воспитания является семья, работа родительского комитета осуществляется по трем основным направлениям:
- психолого-педагогическое просвещение родителей со стороны педагогов;
- тематические классные собрания, рассмотрение и обсуждение проблем различных категорий и семей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
привлечение родителей к посещению уроков и внеклассных мероприятий;
использование активных форм работы с родителями..
Открытые внеклассные мероприятия, проводимые в школе позволяют родителям открыть неизвестные стороны интересов, увлечений, талантов своих детей.
Система работы с родителями построена так, что самые активные, заинтересованные в успешной работе школы вовлекаются в школьное самоуправление. Ведь именно родители являются социальными заказчиками школы и поэтому должны иметь возможность влиять на её деятельность и участвовать в школьной жизни.
Школа сегодня как никогда нуждается в добрых помощниках и союзниках – активных родителях. Педагогическому коллективу удалось объединить вокруг себя инициативных, увлеченных родителей и создать родительский комитет, в который входят самые активные родители.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. От согласованности действий семьи и школы зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Именно поэтому одна из задач школы формулировалась так: развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи и социума.