Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Гомельского облисполкома
Отдел по образованию Мозырского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Руднянская средняя школа Мозырского района»
IX республиканский конкурс
на лучший проект по организации шестого школьного дня
Проект «Шестой день – мы за ЗОЖ»
Автор:
Акунец Надежда Викторовна,
педагог-организатор
аг. Рудня, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Актуальность проекта
Цели и задачи проекта
Содержание и основные направления работы по проекту
Этапы реализации проекта
Участники проекта
Материально – техническое обеспечение
План реализации проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Самое важное в жизни человека – это здоровье.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальной задачей современного общества является формирование здорового образа жизни молодёжи, который, в свою очередь, является не только основой хорошего самочувствия конкретного человека, но и основой развития здоровой нации.
Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности.
Современный человек склонен перекладывать ответственность за свое здоровье на врачей. Он зачастую равнодушен к своему физическому здоровью и не старается исследовать и понимать свою душу. Фактически человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
Также серьёзную озабоченность вызывают часто появляющиеся у молодых людей вредные привычки, такие как курение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость, и другие.
Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. В связи с этим возникла необходимость разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний в шестой школьный день.
Добиться желаемых результатов можно только при тесном сотрудничестве школы и семьи. Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений, игры и прогулки на свежем воздухе, своевременное соблюдение гигиенических процедур пробудят у ребенка стремление к здоровому образу жизни.
Чтобы сохранять, укреплять и поддерживать здоровье нужно учиться быть здоровым.
Здоровье – наивысшая ценность каждого человека и бесценное достояние общества. Именно поэтому очень важна пропаганда здорового образа жизни в каждом учебном учреждении!
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: создание условий для формирования культуры безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни у учащихся и негативного отношения к вредным привычкам.
Задачи проекта:
1. Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья учащихся.
2. Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся.
3. Формирование потребности к здоровому образу жизни и негативному отношению к различным видам вредных привычек.
4. Воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности в том, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
1. «Мы будущие олимпийцы» - посвященное олимпийскому образованию учащихся.
Формы работы:
-Проведение лекций, викторин, дискуссий, конференций по олимпийской тематике.
-Изучение истории и современности Олимпийского движения.
-Проведение спортивных праздников и встреч с участниками олимпийских игр, выдающимися спортсменами, в том числе и заочно.
-Заочные экскурсии спортивной тематики по Беларуси.
2. «ЗОЖ – это модно» - информационное направление.
Формы работы:
-Анкетирование учащихся и их родителей.
-Мониторинг состояния здоровья.
-Проведение встреч, индивидуальных бесед, круглых столов со специалистами СППС для родителей и учащихся по темам: «Здоровье школьника», «Разговор о вредных привычках», и др.
-Проведение викторин, конференций, дискуссий по теме ЗОЖ.
-Изготовление плакатов, рисунков по теме ЗОЖ.
3. «Стартуют все!» - посвященное спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе.
Формы работы:
-Организация спортивных праздников, турниров, конкурсов, эстафет, соревнований проведение Дня здоровья.
-Проведение спортландии «Папа, мама, я – спортивная семья».
-Участие учащихся в школьных соревнованиях.
4. «Школа - территория, свободная от вредных привычек» - профилактика курения, употребления алкоголя, наркотиков, спайса.
Формы работы:
-Проведение викторин, лекций, дискуссий посвященные теме профилактики вредных привычек
-Конференция педагогов и учащихся «Выбираем жизнь!»
-Проведение тренингов с учащимися «Умей сказать НЕТ!»
-Конкурсы листовок, видеороликов «Скажи жизни да!», «НЕТ вредным привычкам» и др.
-Акции, просмотр и обсуждение видеофильмов, интерактивные занятия с элементами тренинга и др.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – «Подготовительный»
- Анкетирование учащихся с целью изучения уровня сформированности навыков ЗОЖ и на выявление интересов и увлечений учащихся.
- Разработка плана мероприятий.
2 этап – «Основной»
Реализуется через проведение запланированных мероприятий.
3 этап - «Итоговый»
- Диагностическая и аналитическая работа по итогам реализации основного этапа проекта.
- Анализ участия учащихся в мероприятиях проекта.
- Пропаганда позитивного опыта на сайте школы.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сентябрь 2023 года – октябрь 2023 (1 четверть).
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Целевая группа: учащиеся 1-11 классов.
Инициативная группа: классные руководители 1-11 классов; педагог-социальный; педагог-организатор; педагог-психолог; учителя физической культуры и здоровья; руководители физвоспитания; активные учащиеся старших классов, ведущие здоровый образ жизни.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- актовый зал;
- учебные кабинеты;
- спортивный зал;
- школьный стадион;
- кабинет специалистов СППС;
- компьютерное и музыкальное оборудование;
- мультимедийное оборудование;
- спортивный инвентарь.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ |
Мероприятия |
Срок исполнения |
1. |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1. Проведение анкетирование учащихся с целью изучения уровня сформированности навыков ЗОЖ. (Приложение 1). 2. Отбор основных форм деятельности в рамках проекта. 3. Изготовление буклетов профилактической направленности. |
Сентябрь Первая суббота |
2. |
ОСНОВНОЙ ЭТАП 1. «Мы будущие олимпийцы» - мероприятия, посвященные олимпийскому образованию учащихся. • Спортивное мероприятие «Малые олимпийские игры». • Игра – путешествие «Олимпийские знатоки». • Викторина «Из истории олимпийских игр». • Встреча «Олимпийцы среди нас». • Лекторий «Олимпийское движение в Беларуси». |
Сентябрь Вторая суббота |
3. |
• Заочная экскурсия с элементами викторины «Беларусь спортивная». • Спортивный праздник «Путь к рекордам». • Спортивный кросс «Веселые старты». • Конкурс рисунков «Здоровье – это здорово». • Конференция «История и современность олимпийского движения». |
Сентябрь Третья суббота |
4. |
2. «ЗОЖ – это модно» - мероприятия информационного направления. • Беседы «Здоровье школьника», «Разговор о вредных привычках». • Своя игра «Здоровый образ жизни». •Деловая игра «Здоровое поколение – здоровая Беларусь». • Коллаж «Вкусной и здоровой пище – ДА!» • Конкурс рисунков «Мы за ЗОЖ». • Дискуссия «Формирование здорового образа жизни. Здоровый образ жизни. Что это такое?». |
Сентябрь Четвертая суббота |
5. |
• Акция «Здоровье – это клад» • Беседа «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» • Игра викторина «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» (Приложение 2) • Игра-путешествие «По стране здорового питания». • Брэйн-ринг «Знатоки спорта» (совместно с родителями). |
Сентябрь Пятая суббота |
6. |
3. «Стартуют все!» - посвященное спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе. • Деловая игра «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье!». • Соревнования по волейболу. • Турнир по настольному теннису. • Велопробег «Маршрут здоровья». • Спортивная эстафета «Быстрее, выше, сильнее». |
Октябрь Первая суббота |
7. |
• Акция «Здоровье – это клад». • Спортландия « Папа, мама я – спортивная семья». • Проведение Дня здоровья. • Лёгкоатлетический кросс. • Спортивное ориентирование. |
Октябрь Вторая суббота |
8. |
4. «Школа - территория, свободная от вредных привычек» - мероприятия направленные на профилактику курения, употребления алкоголя, наркотиков, спайса. • Круглый стол «Опасная сигарета». • Мероприятие с элементами психологической поддержки «Территория без курения». • Деловая игра «Курить – здоровью вредить». • Акция «Меняем сигарету на конфету». • Конкурс рисунков «Мы выбираем жизнь!» • Своя игра «НЕТ вредным привычкам». |
Октябрь Третья суббота |
9. |
• Акция «НЕТ наркотикам». • Выпуск листовок «Счастье без алкоголя». • Игра-викторина «Мифы и реальность». • Тренинг «Умей сказать НЕТ!». • Конкурсы листовок, видеороликов «Скажи жизни да!», «НЕТ вредным привычкам». |
Октябрь Четвертая суббота |
10. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1. Диагностическая и аналитическая работа по итогам реализации основного этапа проекта. 2. Анализ участия учащихся в мероприятиях проекта. 3. Пропаганда позитивного опыта на сайте школы. 4. Проведение анкетирования учащихся целевой группы «Твой выбор сегодня» 5. Оформление фотоотчёта по итогам проекта. |
Ноябрь Первая суббота |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мероприятия проекта расширяют и углубляют знания о ЗОЖ, повышают мотивацию к двигательной активности, здоровому образу жизни. Улучшают физическое и эмоционально-психологическое состояние всех участников проекта. Способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков, воспитанию ответственности за свои действия и поступки, становлению осознанного выбора занятий и увлечений.
Итоговое анкетирование должно показать, как у детей укрепилось понимание, что здоровый образ жизни – основа полноценного развития. Что только при соблюдении правил личной гигиены, режима дня, при занятиях физической культурой, в выполнении ежедневной утренней зарядки, в правильном полноценном питании кроется залог здоровья каждого из нас.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бедулина, Г.Ф. Формирование здорового образа жизни: социально-педагогическое проектирование: пособие для педагогов общеобразоват. Учреждений / Г.Ф. Бедулина. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 192 с.
2. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. - № 11.
3. Воспитать человека: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования/ В.Т.Кабуш, Т.В.Плахова, А.В.Трацевская. – Минск: Зорны Верасок, 2015. – с.38-43
4. Горохова, Н.А. Организация здоровьесбережения в школе / Н.А. Горохова // ОДЖ. – 2010. – № 7. –С. 33-38. Здоровье учащихся.
5. Купчинов, Р.И. Формирование у учащихся здорового образа жизни (материалы для лекций, бесед, факультативных занятий): пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей / Р.И. Купчиков. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 224 с.
6. Майрова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. «Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами в среднем школьном и старшем подростковом возрасте». / Под ред. Н. П. Майоровой. СПб., 2002. »