Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Работа школы по профилактике ВИЧ/СПИДа

Дата: 25 сентября 2024 в 19:40

Работа государственного учреждения образования 

«Руднянская средняя школа Мозырского района» по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа

                                                       

                                                      Подготовила заместитель директора

                                                           по воспитательной работе В.В.Колосова

Распространение ВИЧ-инфекции среди молодых людей является одним из негативных факторов, влияющих на демографическую, экономическую, социальную ситуацию в стране.

         По данным социологических исследований молодые люди, в силу своих поведенческих стереотипов практикуют опасные формы поведения в плане заражения ВИЧ (злоупотребление наркотическими средствами, рискованное сексуальное поведение). Снизить темпы распространения ВИЧ-инфекции возможно за счет формирования нравственной культуры личности, реализации информационно-просветительских программ, направленных на изменение поведения молодежи с участием широкого круга государственных и общественных организаций. Учреждения образования, являются важнейшими социальными институтами в области обучения и воспитания молодежи, и не могут ни с кем сравниться по количеству охваченных молодых людей.

Цель: разработка универсальных подходов в обучении основам знаний и совершенствование профилактической работы по проблеме ВИЧ- инфекции/СПИД в учреждении образования «Руднянская средняя школа Мозырского района».

Задачи:

  1. Формирование системного подхода к вопросу профилактики ВИЧ-инфекции в учреждении образования «Руднянская средняя школа Мозырского района».
  2. Организация профилактической работы по проблеме ВИЧ -инфекции/СПИДа на основе повышения нравственной культуры и формирования жизненных навыков.

         В профилактической работе учреждения образования «Руднянская средняя школа Мозырского района» используем методы, которые будут способствовать формированию знаний, убеждений, взглядов, понятий, представлений о СПИДе не только как о болезни, но и как явлении, обусловленном социальными и морально-этическими факторами:

- неблагоприятной атмосферой общественной жизни;

- недостаточной информированностью подростков и молодежи о СПИДе и путях распространения ВИЧ-инфекции;

- невысоким уровнем нравственной культуры;

- половой распущенностью;

- приобщением к наркотикам и т.п.

         При осуществлении профилактической работы не просто воспитываем необходимость соблюдения соответствующих мер безопасности по предотвращению заражения ВИЧ-инфекцией, но и формируем убеждение, что этот вирус не передается воздушно-капельным и бытовым путем и в отношении ВИЧ-инфицированных в обществе не должны иметь место дискриминирующие проявления и паническая боязнь общения с ними.

Осуществление профилактической работы в учреждении образования «Руднянская средняя школа Мозырского района» предполагает использование традиционных подходов и методов:

1. Информирование населения, предоставление достоверной информации о проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДе, способах защиты от ВИЧ-инфекции. Повышение уровня знаний по проблеме ВИЧ-инфекции и СПИДе дает возможность осознать последствия заражения ВИЧ и более ответственно подходить к своему здоровью. Используя информационный подход недопустимо применять метод запугивания, сознательного формирования страха. Страх приводит к отторжению в сознании человека предоставляемой информации. На сайте школы размещается информация для учащихся школы и их родителей. Имеется ссылка на Единый белорусский веб-портал по ВИЧ/СПИДу (http://aids.by/). Для учителей школы на сайте размещено пособие для педагогических работников учреждений образования «Профилактика ВИЧ-инфекции в учреждениях образования на основе жизненных навыков» под редакцией начальника управления социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования» А.С.Никончука.  

2. Подход, основанный на развитии жизненных навыков, который опирается на то, что люди ведут себя рискованно в отношении сохранения своего здоровья, поскольку не обладают навыками безопасного и ответственного поведения, общения, решения конфликтных ситуаций, способности сказать “нет”, отстоять свои позиции. Данный подход предполагает непрерывную длительную, комплексную работу, использование разнообразных методов профилактики, включая развитие различных жизненных навыков, повышение личной уверенности и жизненной компетентности учащихся и их родителей.

Родительские собрания, классные и информационные часы имеют практическую направленность. Для участия приглашаются узкие специалисты: врачи эпидемиологи и гинекологи. Уже традиционными стали встречи с ОО «Матери против наркотиков».  

3. Подход ценностной альтернативы опирается на факт того, что значимая альтернативная деятельность способствует отказу от практики рискованного поведения. Встречи со священником, посещение церкви, с целью формирования у учащихся и молодежи нравственной культуры, ценностей здорового образа жизни, целомудренных отношений, верности в любви, приоритета семейных ценностей.

4. Социальный подход основан на учете роли социальных факторов, которые способствуют или препятствуют рискованному поведению. Он реализуется социально-педагогической  службой школы через ролевые игры и методики усиления определенных видов ответственного поведения. Это подход эмоционального обучения, он  концентрируется на ощущениях, переживаемых человеком, его умении их распознавать и управлять ими. Данный подход опирается на факт того, что рискованное поведение чаще всего практикуется молодыми людьми, имеющими проблемы в определении и выражении эмоций, низкую самооценку, трудности во взаимодействии с близким окружением (семья, друзья). В шестой школьный день педагогом психологом проводятся тренинги помощи преодоления, в развитии важных личностных качеств и формировании адекватной самооценки.

         С учетом того, что молодые люди склонны в большей степени доверять информации полученной от сверстников, привлекаем к профилактической работе специально обученных учащихся по системе «Равный обучает равного». Волонтерами нашей школы неоднократно проводились акции по здоровому образу жизни. (Приложение 1)

         Профилактика — это совокупность активных поступательных мер предупреждения каких-либо ситуаций и состояний в различных сферах человеческой деятельности, и меры сохранения состояния, необходимого для поддержания благополучия. Таким образом, определение понятия “профилактика” демонстрирует двойственный характер - предупреждение и поддержание необходимого состояния.      

         При организации и проведении профилактической работы по проблеме ВИЧ и СПИД необходимо учитывать типы и уровни профилактики.

         Типы профилактики:

Неспецифическая профилактика – сфера деятельности, не затрагивающая непосредственно проблему ВИЧ и СПИД, а влияющая на неё косвенно. Так  в рамках акции «Молодёжь против наркотиков» классными руководителями проведены информационные часы: «Проблема наркомании в СМИ», «Как не стать жертвой наркомании», акции: «Молодёжь против наркотиков». Во время Недели здоровья учащиеся школы посетили  классные часы,на которых подымались вопросы профилактики ВИЧ-инфекции. Членами ОО «Право на жизнь» проведён тренинг с учащимися 7-11 классов в рамках Дня профилактики ВИЧ/СПИДа.

Специфическая профилактика - деятельность, направленная непосредственно на те или иные проявления проблемы ВИЧ и СПИД.  В рамках акции «Осторожно! Дорога в Ад» ко всемирному дню борьбы со СПИДом традиционно в школе проходят:  информационные и воспитательные  часы, выпускаются информационные листки «Что необходимо знать о СПИДе», листовки, проходит акция «Красная ленточка».

Уровни профилактики:

Личностный уровень – воздействие, направленное на отдельного человека с целью повышения его нравственной культуры, сохранения здоровья.

Семейный уровень (уровень ближайшего окружения) – воздействие, направленное на семью и ближайшее окружение (друзья и все, кто непосредственно взаимодействует с человеком) с целью создания условий, при которых сама среда будет носить безопасный характер и помогать формировать ценности здоровья, заботы о себе.

Социальный уровень – воздействие на общество в целом, с целью изменения общественных норм по отношению к социально-нежелательным (рискованным) практикам через проведение профилактических мероприятий среди детей и молодежи Республики Беларусь.

Все виды профилактической деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Для повышения эффективности профилактической работы в области ВИЧ и СПИД большое значение имеет учет специфики принципов, методов, средств и форм ее проведения.

         К основным принципам, которыми руководствуемся в работе по данному направлению относятся принципы: научности, доступности, объективности и достоверности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, системности и последовательности, связи с жизнью, целенаправленности, согласованности, рациональности, профессиональной ответственности, учета особенностей региона и типа поселения.

Принцип научности, объективности, достоверности требует, чтобы излагаемая информация по проблеме ВИЧ и СПИД основывалась на научных данных, не была искажена, не содержала сенсационных предположений и гипотез. Таким образом информацию для размещения на сайте, родительских собраний, классных и информационных часов используем только из официальных или специализированных источников.

 Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей предусматривает, чтобы обучение и воспитание строились на уровне возможностей участников профилактического процесса, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, общение с родителями и воспитателями. В младшем и среднем возрасте – учебная деятельность и общение с учителями, в подростковом и старшем школьном возрасте –общение со сверстниками, получение знаний в ходе учебно-воспитательного процесса. Это не означает, что в каждом возрасте следует заниматься только этими видами деятельности, но следует учитывать доминирующие из них. Это будет способствовать повышению эффективности проводимой профилактической работы.

Принцип системности и последовательности реализуется в различных формах планирования, порядке изучения отдельных вопросов темы. Данный принцип предполагает, что профилактические мероприятия не могут быть разовыми и проводиться от случая к случаю. Результативной профилактика становится лишь в том случае, если она приобретает организованный характер, а система информирования и обучения  представляет собой последовательное и пошаговое действие в области информирования молодёжи о проблеме ВИЧ и СПИД, истории болезни, основных стадиях её течения, признаках, путях передачи и мерах профилактики. Необходимо, чтобы полученные знания, практические навыки закреплялись у участников профилактического процесса.

         Принцип связи с жизнью вытекает из учения о единстве теории и практики и предполагает подкрепление первой конкретными фактами тех ситуаций, которые существуют в области ВИЧ и СПИД сегодня. Говоря с молодежью о ВИЧ-инфекции необходимо подбирать убедительные примеры, иллюстрирующие научные понятия и законы.

         Принцип целенаправленности предупреждает стихийность, придает целеустремленность, сознательный и творческий характер. Приступая к работе по профилактике ВИЧ-инфекции необходимо продумать конкретный план действий в данном направлении, формы, методы работы со всеми участниками педагогического процесса.

         Принцип согласованностиВ вопросах профилактики ВИЧ-инфекции учебно-воспитательные учреждения (школа, внешкольные учреждения) и родители должны быть партнерами и дополнять друг друга.

         Принцип профессиональной ответственности. Ответственность организаторов содержит в себе требования, направленные на то, чтобы работу с молодёжью в области профилактики ВИЧ-инфекции осуществляли подготовленные люди. Принцип нацеливает организаторов этой работы на ответственность за предоставляемую информацию, которая должна быть научно обоснована. В то же время профилактическая работа должна вестись в рамках нравственности, этических норм, защиты психического и физического здоровья учащихся.

         Принцип рационального сочетания различных форм и методов работы предполагает широкое и разнообразное их использование при организации профилактических мероприятий.

         Принцип регионального подхода. В профилактике ВИЧ-инфекции необходимо учитывать особенности региона, типа поселения (город, село) для проведения наиболее эффективной работы по этой проблеме. Это зависит от готовности аудитории воспринимать ту или иную информацию по проблеме ВИЧ и СПИД, от конкретной средовой ситуации, позиции родителей, самой молодёжи, учителей, вероисповедания и других факторов, которые исследуются организаторами профилактической работы до её начала.

         Основные направления профилактики ВИЧ-инфекции:

  1. Формирование нравственной культуры, ценностей здорового образа жизни, целомудренных отношений, верности в любви, приоритета семьи.
  2. Формирование навыков безопасного поведения в ситуациях, приводящих к возможному риску заражения.
  3. Информирование о путях передачи ВИЧ-инфекции.
  4. Информирование о мерах предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией с учетом путей передачи.
  5. Информирование о диагностике и лечении ВИЧ-инфекции.
  6. Предотвращение дискриминации людей, живущих с ВИЧ.

Наиболее действенными путями профилактики ВИЧ-инфекции являются педагогически выверенные с учетом возраста участников разного рода деловые интерактивные игры, викторины, самостоятельная работа с литературой, лекции, беседы, разъяснения связанных с ВИЧ-инфекцией специфических ситуаций, консультации и т.п.

         В планировании работы по профилактике ВИЧ-инфекции особое внимание должно уделяется подготовке и проведению Всемирного дня борьбы со СПИДом (1-е декабря), а также Международного дня памяти жертв СПИДа (3-е воскресенье мая). В рамках этих мероприятий проводим:

  •  лекции, встречи для различных групп населения;
  • встречи со специалистами;
  • дискотеки, вечера для молодежи под эгидой борьбы со СПИДом;
  • акции («Мы против СПИДа», «Спорт против СПИДа» и др.);
  • конкурсы и выставки рисунков, плакатов, стенгазет с целью профилактики ВИЧ-инфекции.

          Самым доступным и эффективным направлением осуществления первичного уровня профилактики ВИЧ-инфекции является нравственное воспитание подростков и молодежи, которое предполагает формирование социально безопасной модели поведения.

         Воспитание гармоничной, нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения.

         Только методологически обоснованная, организационно и методически выверенная и социально-психолого-педагогически обеспеченная систематическая работа может содействовать воспитанию у подростков и молодежи установок нравственного и физического здоровья.

                    

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.