Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Поезд памяти, уроки памяти

Дата: 15 апреля 2023 в 10:27, Обновлено 16 апреля 2023 в 23:02

Поезд памяти доступен по ссылке  https://www.poezd-pamyaty.guo.by/novosti?5471

Примерный план-конспект урока Памяти

для учреждений общего среднего образования, посвященного

77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Нам этот мир завещано беречь»

«Память о кровавых испытаниях в прошлой войне есть лучший гарант мира и существования разных народов на нашей земле». (В. Быков)

Целевая установка: формирование у учащихся объективного представления о вкладе белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., о героическом наследии народа как важнейшей составляющей исторической памяти; о геноциде белорусского народа; воспитание уважительного отношения к историческому прошлому.

Предложенный план-конспект урока является примерным, при его реализации необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, опираться на краеведческий материал, особенности и традиции учреждения образования (наличие музея, поисковых отрядов и пр.).

В аудитории, в которой будет проходить урок, может быть оформлена выставка плакатов по итогам республиканского культурно-патриотического киномарафона «Смотри и помни», посвященного 80-летию начала Великой Отечественной войны.

В качестве модератора мероприятия может выступить не только учитель, но и учащиеся 10-11 классов.

При подготовке к уроку рекомендуем также использовать издание «Памятные места Беларуси»[1].

  1. Вводный этап.

Вступительное слово учителя-модератора

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю каждого города, деревни, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, сочиняют стихи, музыку, рассказывают легенды. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть событиям минувших лет. Сегодня мы проводим урок Памяти, посвященный Дню Победы 9 мая.

Учитель-модератор представляет почетного гостя и передает ему слово.

Почетный гость:

День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Беларуси – государственный праздник, установленный Указом Президента Республики Беларусь № 157 от 26 марта 1998 года. Для белорусов это особый праздник, дань памяти, глубокого уважения и благодарности советским воинам, труженикам тыла, партизанам и подпольщикам. 9 мая 1945 года советский народ одержал победу в Великой Отечественной войне, которая длилась 1418 дней и ночей, и в ходе которой решалась не только судьба СССР, но и будущее мировой цивилизации.

День Победы – священная дата для всех нас. Особое звучание она приобретает в Год исторической памяти.

Мы все родились после Великой Отечественной войны. Но эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Все меньше и меньше остается участников и свидетелей той страшной войны. И мы, поколения, не знавшие войны, должны помнить примеры героической стойкости советских воинов, партизан и подпольщиков, самоотверженного труда женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу боролись и трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу.

2. Основной этап.

Учитель-модератор обращается к учащимся:

Все вы уже многое знаете о Великой Отечественной войне из уроков истории, мероприятий проекта «ШАГ», экскурсий в музеи, внеклассных мероприятий. Давайте еще раз перелистаем страницы истории этой страшной войны, поразмышляем о том, почему так важно сохранять историческую память. Итак, начало войны.

Начало войны (слайд 2, информацию может озвучить учитель-модератор либо учащиеся).

Война пришла на белорусскую землю 22 июня 1941 года. В первые дни войны вражеская авиация бомбила железнодорожные узлы, аэродромы, белорусские города – Брест, Гродно, Волковыск, Барановичи и другие. Стойко держались защитники Брестской крепости, Минска, Могилева.

Однако, несмотря на проявленные защитниками мужество и героизм, территория Беларуси к началу сентября 1941 года была оккупирована немцами (https://clck.ru/eg9jT)

Почетный гость (или учитель-модератор) обращается с вопросом к учащимся.

Вопрос для обсуждения:

В первые дни войны образцом мужества и героизма стали действия советских пограничников. Охрана государственной границы и сегодня – важнейшая задача вооруженных сил страны. 24 февраля, в рамках проекта «ШАГ» мы обсуждали тему «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета». Какие задачи стоят перед белорусскими пограничниками в настоящее время?

После обсуждения учитель-модератор предлагает перейти к следующей странице истории войны.

Оккупация (слайд 3, информацию может озвучить учитель-модератор либо учащиеся).

В Беларуси под оккупацией, продолжавшейся почти три года, оказались около 8 млн. жителей и около 900 тыс. советских военнопленных. Концлагеря, тюрьмы, гетто действовали практически в каждом районе Беларуси. Находившийся под Минском лагерь смерти Тростенец считается крупнейшим по количеству жертв (206,5 тыс. человек) после Освенцима, Майданека и Треблинки.

За три года оккупации Беларуси фашисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, создали 260 лагерей смерти и более 110 гетто.

22 марта 2022 годы мы были участниками единого урока «О чём звонят колокола Хатыни?», посвященного 79-ой годовщине трагедии в Хатыни. Вспоминая Хатынь, мы вспоминаем тысячи других белорусских деревень, зверски уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. База данных, созданная в рамках республиканского интернет-проекта «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны», дает представление о масштабах трагедии (http://db.narb.by/).

Учитель-модератор предлагает посмотреть видеоролик «Беларусь помнит» (https://www.youtube.com/watch?v=IdPW4npXlmE)

Почетный гость (или учитель-модератор) обращается с вопросом к учащимся.

Вопрос для обсуждения

– Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в апреле 2021 г. возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело по фактам совершения нацистскими преступниками, их соучастниками геноцида (уничтожения) мирного населения на территории Белорусской Советской Социалистической Республики в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

В январе 2022 года принят Закон "О геноциде белорусского народа". Законом предусматривается юридическое признание геноцида белорусского народа, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (до 1951 года). Под белорусским народом понимаются все советские граждане, проживавшие на территории БССР в указанный период. Законом устанавливается уголовная ответственность за публичное отрицание геноцида белорусского народа, например, посредством размещения соответствующей информации в СМИ либо в интернете.

Как вы думаете, какое значение имеет принятие Закона "О геноциде белорусского народа" для современного белорусского общества?

После обсуждения учитель-модератор предлагает перейти к следующей странице истории войны.

Партизанское движение и подпольная борьба (слайд 4, информацию может озвучить учитель-модератор либо учащиеся).

На оккупированной территории Беларуси развернулось невиданное по своей массовости и упорству сопротивление врагу.

Главной формой всенародной борьбы стало партизанское движение. В январе 1944 г. в республике действовали 148 крупных бригад, контролировавших более половины территории Беларуси. Партизаны и подпольщики уничтожили и вывели из строя около 500 тысяч солдат и офицеров противника, 305 самолётов, 438 орудий, 18700 автомашин, 1355 танков и бронемашин, разгромили 948 немецко-фашистских гарнизонов и штабов, взорвали и сожгли 939 военных складов, 29 железнодорожных станций, 4 710 мостов, разрушили более 7 300 километров телефонно-телеграфной линии связи. В результате знаменитой «рельсовой войны» пущено под откос 11 128 воинских эшелонов и 34 бронепоезда, подорвано 819 железнодорожных мостов.

Огромный вклад в борьбу с захватчиками внесли белорусские подпольщики. Подпольные антифашистские группы действовали во многих городах и сельских населенных пунктах Беларуси.

Наиболее активной подпольная антифашистская деятельность была в Минске. За период оккупации патриоты Минска совершили свыше 1 500 диверсий, уничтожили несколько тысяч германских солдат, офицеров и тех, кто сотрудничал с оккупационной властью, в том числе ликвидировали генерального комиссара округа «Беларусь» В.Кубе. Всего в рядах минского подполья боролись свыше 9 тыс. человек.

Одним из наиболее многочисленных было подполье Витебщины, включавшее свыше 200 организаций и групп. Среди подпольщиков области – Герои Советского Союза К.С. Заслонов, В.З. Хоружая, П.М. Машеров.

За героизм и отвагу, проявленные в борьбе против немецко-фашистских оккупантов в тылу врага, около 140 тыс. белорусских партизан и подпольщиков награждены орденами и медалями СССР, 91 из них удостоен звания Героя Советского Союза (https://www.belta.by/society/view/dose-belarus-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny-tsifry-i-fakty-446805-2021/)

Почетный гость (или учитель-модератор) обращается с вопросами к учащимся.

Вопросы для обсуждения

– Как вы считаете, что давало людям силу и решимость бороться с оккупантами?

– Что вы знаете о партизанском и подпольном движении в годы Великой Отечественной войны в вашем крае? (ответы учащихся могут быть основаны на использовании материалов школьного краеведческого музея, интернет-проекта «Партизаны Беларуси»(https://partizany.by)).

После обсуждения учитель-модератор переходит к следующей странице истории войны.

Освобождение (слайд 5, информацию может озвучить учитель-модератор либо учащиеся).

Осенью 1943 г. Красная Армия вступила на территорию Беларуси. В результате наступления были освобождены два областных центра: Гомель и Мозырь.

В июне 1944 г. началась Белорусская наступательная операция «Багратион». В операции участвовали войска 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов (командующие – генерал армии К.К. Рокоссовский, генерал армии Г.Ф. Захаров и генерал-полковник И.Д. Черняховский), а также войска 1-го Прибалтийского фронта (командующий – генерал армии И.Х. Баграмян).

В ходе Белорусской операции были разгромлены 17 дивизий и 3 бригады противника, а 50 дивизий потеряли более половины своего состава. После освобождения Беларуси более 600 тысяч ее жителей, в том числе 180 тысяч партизан, были призваны в Красную Армию и отважно сражались, приближая полную победу над врагом.

Учитель-модератор предлагает посмотреть видео «Освобождение Беларуси. Редкая кинохроника» (https://sputnik.by/20190703/osvobozhdenie-minska-1036351293.html

Почетный гость (или учитель-модератор) обращается с вопросами к учащимся.

Вопросы для обсуждения

– Почему память о Великой Отечественной войне так важна для всего человечества? На каких принципах сегодня должны строиться отношения между народами, чтобы трагедия ХХ века не повторилась?

– Мы живем в мирной стране. Страшные события войны уходят от нас все дальше, их свидетелей все меньше. Что мы можем сделать, чтобы память о событиях и героях войны оставалась в веках?

(Ответы учащихся могут сопровождаться заранее подготовленными слайдами с примерами того, как они ухаживают за воинскими захоронениями и памятниками, помогают ветеранам, посещают музеи, занимаются исследовательской работой, участвуют в патриотических мероприятиях и акциях и т.п.)

Учитель-модератор:

Нам никогда не забыть страшные страницы истории Великой Отечественной войны. Мы никогда не простим жестокость, бесчеловечность и бесчинства врага на нашей земле. Мы это помним, и в этом наша сила.

Вечная память павшим.

Почтим их память Минутой молчания (слайд 6).

3. Заключительный этап

Учитель-модератор подводит итоги урока, предоставляет слово почетному гостю.

Почетный гость:

Пережившая все ужасы оккупации БССР внесла огромный вклад в разгром фашизма. На фронтах Великой Отечественной сражались более 1,3 млн. белорусов и уроженцев Беларуси. Войсковыми соединениями во время войны командовали 217 генералов и адмиралов – белорусов.

Историческая память – одно из важных приобретений цивилизации. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться. Память о войне призывает к ответственности за мир на Земле. Беларусь помнит и чтит подвиг солдат той страшной войны, подвиг партизан и подпольщиков, тех, кто был угнан в фашистское рабство, замучен в концлагерях и гетто. Беларусь помнит тех, кто жил и трудился в тылу. Беларусь помнит и ценит Великую Победу, к которой люди шли 1418 долгих дней.

9 мая – Праздник Великой Победы! Праздник самый светлый, самый радостный, подаривший народу мир, свободу, независимость. И в то же время праздник со слезами на глазах. Мы помним, какой ценой завоевано счастье – жить на Земле. Этим мы обязаны нашим прадедам, их героизму, стойкости, отваге, несгибаемой силе духа, патриотизму, вере в Победу и бесконечной любви, преданности своей Родине и народу.

Мы помним прошлое и уверены, что мирное будущее нашей страны – в надежных руках молодого поколения!

 

[1] Кошевар, Д.В. Памятные места Беларуси / Д.В. Кошевар, В.Н. Надточаев. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2022. – 252 с. : ил. Совместный проект издательcтва «Адукацыя і выхаванне» и Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.