Министерство образования Республики Беларусь
Главное управление образования Гомельского облисполкома
Отдел образования Мозырского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Руднянская средняя школа Мозырского района»
СОГЛАСОВАНО Минова Марина Евгеньевна, старший преподаватель кафедры психологии, содержания и методов воспитания Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», ул.Некрасова, 20, г. Минск, 220040, __________________________ __________________________ 8(017) 285 78 35; 8(029) 102 31 20 |
УТВЕРЖДАЮ Директор Государственного учреждения образования «Руднянская средняя школа Мозырского района» _______________А.Н.Кохан |
СПРАВКА
о результатах реализации инновационного проекта
«Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений»
2020-2023 год
Руководитель проекта
Кохан Алексей Николаевич,
директор Государственного
учреждения образования
«Руднянская средняя школа
Мозырского района»,
247755, 8(0236)206211
ул. Молодёжная, 1, аг. Рудня,
Мозырский р-н, Гомельская обл.,
mozshrud@mozyrroo.by
г.Мозырь, 2023
Справка
о результатах реализации инновационного проекта
Общие данные
Государственное учреждение образования «Руднянская средняя школа Мозырского района».
Тема инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений».
Сроки реализации инновационного проекта: сентябрь 2020 – май 2023 года.
Руководитель инновационного проекта – директор школы Кохан Алексей Николаевич.
Консультант инновационного проекта – Минова Марина Евгеньевна, старший преподаватель кафедры психологии, содержания и методов воспитания Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».
В реализации проекта принимали участие педагогические работники и учащиеся 5-11 классов.
Педагоги-участники реализации инновационного проекта |
Кохан Алексей Николаевич, директор школы (общее руководство проектом); Колосова Виктория Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе (организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности); Ефименко Жанна Александровна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 класса (организация работы по реализации инновационной деятельности с классным коллективом);; Супоненко Светлана Валентиновна, учитель физики, классный руководитель 6 класса (педагогическая поддержка деятельности ОО “БРПО”) Кохан Анна Степановна, учитель биологии и химиии, классный руководитель 7 класса (организация работы по реализации инновационной деятельности с классным коллективом); Тарасенко Виктор Михайлович, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 8 класса (организация работы по реализации проета с классными руководителями); Бычковская Наталья Владимировна, учитель немецкого языка, классный руководитель 9 класса (организация работы по реализации инновационной деятельности с классным коллективом); Горголь Галина Захаровна, учитель немецкого языка, классный руководитель 10 класса (организация работы по реализации инновационной деятельности с классным коллективом); Кухнавец Зоя Анатольевна, учитель белорусского языка и литературы, классный руководитель 11 класса (организация работы по реализации инновационной деятельности с классным коллективом); Тарасова Елена Юрьевна, педагог-психолог (психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности); Миранович Лариса Валентиновна, педагог социальный (информационное сопровождение инновационной деятельности); Реутская Людмила Николаевна, учитель истории и обществоведения (информационное сопровождение инновационной деятельности); Акунец Надежда Викторовна, педагог-организатор (организация работы и подготовка волонтёров-инструкторов, реализация подхода “равный обучает равного”, педагогическая поддержка деятельности ОО “БРСМ”) |
Введение
Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности, отраженной в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 гг. Центральной проблемой воспитания разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности является формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Существование в современном обществе невозможно представить без общения. Это необходимое условие жизни любого человека, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать – вот основа человеческого бытия.
С момента рождения человек общается с другими людьми, но порой люди оказываются беспомощными в области межличностных отношений. Именно поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества.
Современная социально-культурная ситуация предъявляет высокие требования к формированию личности обучающихся: обладать духовно-нравственной культурой, социальной активностью, быть конкурентоспособным и мобильным, обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности.
Наиболее эффективным механизмом формирования и развития коммуникативной компетентности, лидерских качеств, активной гражданской позиции обучающихся являются детские и молодежные общественные объединения. Общественные объединения, функционирующие на базе учреждений образования, являются субъектами взаимодействия в системе воспитательной работы, социализации, организации досуга и занятости обучающихся.
Участие детей, подростков, молодежи в деятельности общественных объединений способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности через включение их в социально значимую деятельность, общение, организацию досуга, занятости и трудоустройства, социализацию и адаптацию обучающихся в обществе.
Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, она обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни
Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между растущей в современном обществе востребованностью успешно социализирующихся выпускников учреждений образования с высоким уровнем сформированности коммуникативной компетентности и их недостаточной подготовленностью к взаимодействию с изменяющейся социальной средой, отсутствием уверенности в собственных силах, низким уровнем компетентности в решении возникающих перед ними жизненных проблем; необходимостью формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях и недостаточным использованием их воспитательного потенциала; потребностями системы образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений и недостаточной разработанностью методик, технологий организации и осуществления данного процесса.
Преодоление названных противоречий, актуальность рассматриваемой проблемы формирования и развития коммуникативной компетентности учащихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений и недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта.
Цель проекта: научно-методическое обеспечение и эффективная организация процесса формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации личности в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
Задачи инновационного проекта:
- проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования и развития коммуникативной компетентности, эффективный опыт организации работы по развитию коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях Республики Беларусь;
- внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений;
- разработать механизм внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона;
- определить, апробировать и внедрить методическое обеспечение, оптимальные формы и методы формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;
- создать благоприятные условия для формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений;
- обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.
Формирование и развитие коммуникативной компетентности способствует повышению готовности молодых людей, особенно подростков, жить в сложном полиэтническом и поликультурном пространстве, приобретению умения разрешать конфликты, сообща принимать решения, договариваться в позитивном ключе, что минимизирует факторы, влияющие на рост противоправного и саморазрушающего поведения.
Основные коммуникативные умения, которые необходимы подростку для успешной жизни – это слушать, понимать, самовыражаться, воздействовать и взаимодействовать.
Система управления реализацией инновационного проекта
в учреждении образования
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2022 №517 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году» в государственном учреждении образования «Руднянская средняя школа Мозырского района» продолжена работа по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений».
Разработана комплексно-целевая программа инновационной деятельности на 2020-2023 годы, составлен календарный план инновационной деятельности, разработаны критерии и показатели оценки эффективности инновационной деятельности педагогов, участниками проекта ведутся педагогические дневники.
Для эффективного управления инновационным процессом разработаны инновационные механизмы, которые представляют совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, информационных, правовых и морально-психологических факторов, способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению её результатов.
Сформирована управленческая группа в составе 6 человек. Всем участникам реализации проекта обеспечивается доплата за счет премиального фонда в соответствии с коллективным договором. Администрацией школы были распределены обязанности и ответственность, что обеспечило управление развитием профессиональных компетенций педагогов, внедрение новых технологий и совершенствование модели управленческой деятельности.
Реализация системного подхода обеспечивается локальной нормативной базой. Ведутся протоколы совещаний при директоре, заместителе директора.
Организация инновационной деятельности строится на принципах демократизации, гласности, наглядности, системности.
Мероприятия в календарном плане соответствуют поставленным задачам.
Управление инновационной деятельностью базировалось на следующих подходах:
- системном – разрабатывалось целостное видение и детализация каждого из направлений деятельности в их взаимосвязи;
- проблемно-деятельностном – решались актуальные проблемы в организации инновационной деятельности в учреждении образования через конкретные мероприятия;
- ситуационном – применялись различные методы управления, выбор которых определялся конкретной ситуацией;
- административном - функции, права, обязанности, элементы системы управления регламентировались в нормативных документах;
- динамическом – управление инновационной деятельностью рассматривалось в причинно-следственных связях и соподчиненности.
Организовано психологическое сопровождение инновационной деятельности. Педагогами, включёнными в реализацию инновационного проекта, велись педагогические дневники. Работал консультационный пункт. Создана электронная библиотека.
Используется технология сотрудничества, которая осуществляется на основе принципов доверия и согласованности, общей ответственности за результат. Управление инновационным проектом характеризуется заинтересованностью каждого в результате совместной деятельности.
Научно-методическое и информационное обеспечение инновационного проекта осуществлялось совместно с Академией последипломного образования, Гомельским областным институтом развития образования.
Все участники инновационного проекта понимают и осознают актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений. Имеют высокую мотивацию к обновлению своей практики в рамках инновационного проекта.
В прогнозировании использовались два основных подхода: исследовательский и целевой. Были разработаны критерии и показатели эффективности внедрения инноваций в образовательный процесс. Создана критериальная база оценки деятельности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность.
Оценка деятельности педагогов осуществлялась с точки зрения инициативности, полноты и своевременности выполнения поручений и мероприятий в соответствии с планом, творческого подхода к реализации плана. При этом предпочтение отдавалось самооценке и рефлексии участниками своей деятельности.
Рефлексивная деятельность педагогов в рамках реализации инновационного проекта осуществлялась через ведение дневников, в которых фиксируются этапы работы, успехи и возникающие проблемы.
В рамках проекта педагоги работали над следующими темами:
Ф.И.О. педагога |
Тема |
Бычковская Наталья Владимировна |
Роль классного руководителя в формировании и развитии коммуникативной компетентности учащихся |
Акунец Надежда Викторовна |
Роль детских и молодежных общественных организаций в формировании и развитии коммуникативной компетентности учащихся |
Колосова Виктория Викторовна |
Использование потенциала подхода «равный обучает равного» в формировании и развитии коммуникативной компетентности учащихся |
В рамках заявленных тем, педагогами велась системная работа по разработке методических материалов. Накапливался материал, который систематизирован и оформлен в виде методических копилок с рекомендациями по их применению.
Ведущей формой контроля в рамках инновационной деятельности стал самоконтроль, который обеспечивался эффективным и конструктивным взаимодействием всех участников инновационной деятельности.
Эффективность условий реализации инновационного проекта
В государственном учреждении образования «Руднянская средняя школа Мозырского района» были созданы все условия (кадровое, информационно-методическое, психолого-педагогическое, материально-техническое обеспечение) для успешной реализации идей инновационного проекта, проявления педагогами инициативы, презентации инновационного опыта, удовлетворения профессиональных потребностей и запросов. Для эффективной реализации практического этапа инновационного проекта в реализацию включены педагог социальный, педагог-психолог, педагог-организатор, классные руководители, педагоги-предметники, члены администрации учреждения образования.
Качественный анализ кадрового обеспечения свидетельствует о достаточном уровне профессиональной подготовки и педагогического мастерства участников инновационной деятельности: из 12 педагогических работников, принимающих участие в реализации инновационного проекта, высшую квалификационную категорию имеют 3 педагога, первую категорию – 7, вторую – 1, б/к – 1.
В течение 2020-2023 годов в рамках реализации инновационного проекта была организована работа объединений по интересам «Подготовка лидеров детских и молодёжных общественных объединений», «Зямля бацькоў – зямля святая”, волонтёрского отряда «Милосердие».
На сайте школы регулярно обновляется информация о ходе реализации проекта.
Технологическое обеспечение включало в себя планы работы ресурсного центра классных руководителей и педагогов дополнительного образования, программу реализации проекта на практическом и обобщающем этапах, календарный план инновационной деятельности. Техническое обеспечение включает в себя: компьютерный класс, информационно – библиотечный центр, сайт государственного учреждения образования «Руднянская средняя школа Мозырского района», методический кабинет, содержащий научно-методические разработки, рекомендации, материалы для обеспечения эффективной деятельности педагогов.
Материально-техническое обеспечение школы позволяет применять ИКТ в реализации мероприятий проекта.
Проведены заседания творческой группы учителей, реализующих инновационный проект, на которых изучались нормативные и правовые документы Министерства образования Республики Беларусь в сфере инновационной политики, разрабатывались локальные акты, рассматривались вопросы организации инновационной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности осуществлялось с целью психологической поддержки и развития психологической готовности педагогов и учащихся к инновационной деятельности.
В начале каждого учебного года проводилось анкетирование педагогических работников для определения готовности коллектива школы к инновационной деятельности.
Для исследования формирования и развития коммуникативной компетентности учащихся 5-11 классов педагогом-психологом проведена диагностика, в ходе которой изучались способность учащихся к налаживанию взаимодействия с окружающими людьми, мотивы, цели и ценностные ориентации учащихся.
Психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта осуществляет педагог-психолог Тарасова Е.Ю. Раз в квартал проводилась диагностика эмоционального состояния педагогов, во время которой используется модифицированный тест и предоставляется аналитическая справка по полученным результатам.
Реализация психолого-педагогического сопровождения проекта включало несколько этапов, которые позволяли получить качественно и количественно достоверные данные, которые дают возможность судить о качестве реализации внедряемого проекта.
В исследовании приняли участие 50 учащихся 5-11 классов.
Результаты исследования показывают, что 97,3 % респондентов смогли определить сущность коммуникативной компетентности.
По данным исследования 98 % опрошенных учащихся считают, что умение общаться, разрешать конфликтные ситуации – одно из составляющих успешной жизнедеятельности, а владение навыками общения и взаимодействия способствует развитию и самоутверждению в обществе.
Более 83,6 % учащихся высказали желание и в дальнейшем совершенствовать навыки общения; 69,8 % считают, что они владеют коммуникативными умениями и навыками.
Педагоги в процессе реализации инновационного проекта проводили постоянную актуализацию знаний о коммуникации в соответствии с меняющимися условиями; делали прогноз и планировали процессы коммуникативных взаимодействий с обучающимися. С ними также проведена диагностика.
Итоги исследования ценностно-смыслового компонента позволили выявить ценности и смыслы, которые видят учителя в инновационной деятельности. Так, на вопрос: «Что в настоящее время привлекает вас в работе учителя?» - 82 % респондентов ответили: «Возможность общаться с учащимися на новом уровне».
Выполнение программы и плана реализации
инновационного проекта
С целью выполнения программы и плана реализации инновационного проекта в течение 2020-2023 годов прошло обучение педагогов школы с целью их подготовки к ведению инновационной деятельности. Велась разработка учебных, методических и дидактических материалов.
Для педагогов, реализующих инновационный проект, было организовано проведение обучающих семинаров и практикумов. При необходимости проводилась коррекция и регулирование процессов внедрения инновационного проекта.
Ресурсом реализации инновационного проекта стала сформированная социально-воспитательная среда. Она объединила учреждения общего среднего образования, молодежные общественные объединения, Мозырский районный Совет ОО «БРПО», Мозырский районный Комитет ОО «БРСМ»
и родительскую общественность.
С целью объединения усилий педагогов и родителей как участников социально – культурной среды и важного ресурса формирования коммуникативной компетентности обучающихся в рамках работы «Родительского университета» рассматривались вопросы по формированию коммуникативной компетентности у детей, опыт взаимодействия в семье.
На основе созданной модели был разработан и апробирован ряд воспитательных и образовательных мероприятий.
Анализ проведенных мероприятий показал, что обучающиеся активно принимают участие в мероприятиях, инициаторами которых являются они сами. Следует отметить, что в ходе проведенных мероприятий увеличилось число желающих вступить в ряды БРСМ, БРПО.
Изучены возможности и аптимизирована работа школьного ученического самоуправления. Апробирован и внедрён подход “Равный обучает равного”.
В развитии коммуникативной компетентности обучающихся нами использовалась технология организованной коммуникации. Акцент делался на демонстрацию коммуникативной компетентности в различных ситуациях: на уроках, во внеурочной деятельности, в педагогическом коллективе, в общении с родителями.
Формирование коммуникативной компетентности лидеров детских и молодежных общественных объединений осуществлялась посредством функционирования Школы актива, созданной под руководством педагога-организатора Акунец Н.В. и педагога-психолога Тарасовой Е.Ю. Это позволило нам сформировать среду, способствующую воспитанию у обучающихся социальной активности как составляющей коммуникативной компетентности. Ребята научились быть более уверенными в себе, общаться бесконфликтно, правильно управлять своей внутренней энергией, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению; решать конфликтные ситуации, быть уважаемым и мудрым лидером, грамотно строить нужные отношения.
Члены первичной организации БРПО и БРСМ стали активными участниками в подготовке и проведении информационных часов в рамках проекта «Школа Активного Гражданина», в которых приняли участие председатель Михалковского сельского Совета Ковшаров Вячеслав Николаевич и депутат местного совета депутатов Супоненко Светлана Валентиновна.
В 2022 году учреждение образования стало участником трудового проекта «Зимний маршрут», организованный ОО «Белорусский республиканский союз молодежи». Главная цель совместных мероприятий школы и детских, молодёжных организаций – это формирование у обучающихся коммуникативной компетентности, и реализуется она в первую очередь через тренинговые занятия, которые проводят студенты из стройотрядов, старшие вожатые и пионеры-инструкторы. Это является прекрасным средством психологического воздействия, направленного на развитие социальных установок, творчества, умений и опыта межличностного общения, устранения неэффектного психологического напряжения, формирования положительного образа «Я» и самооценки. Вся совокупность информации, предлагаемая во время тренингов, подчинена ориентации на жизнь, на умение действовать в любых ситуациях, на выход из конфликтных ситуаций.
Самообразование, повышение квалификации педагогов способствовали развитию их информационной культуры. В течение учебного года шло активное взаимодействие участников инновационного проекта с остальными педагогами. В учреждении образования была создана профессиональная среда для обмена опытом не только в рамках учреждения, но и в рамках межсетевого взаимодействия. Это проходило ежегодно через презентацию результатов исследовательских проектов учащихся на школьных и районных конкурсах, проведение консультаций и оказание методической помощи педагогам учреждения образования, участие педагогов в районном фестивале инновационной деятельности в 2021 и 2022 годах. Данные формы работы способствовали саморазвитию, самосовершенствованию педагогов, всего коллектива в целом.
Соотнесение результатов инновационной деятельности с заявленными в проекте критериями, показателями и ожидаемыми результатами показывает, что в учреждении образования:
- успешно функционирует модель инновационной деятельности;
- созданы условия для организации работы по формированию у субъектов образовательного пространства учреждения образования коммуникативных компетенций;
- организована систематическая работа на основе единства внеклассной и внешкольной деятельности.
Демонстрация и трансляция инновационного опыта
Проведение методических мероприятий в учреждении образования, участие в семинарах по инновационной деятельности содействовало повышению профессионально-педагогического мастерства. Инновационный опыт представлялся учащимися и педагогами внутри учреждения образования, на семинарах и научно-практических конференциях различного уровня, на официальном сайте школы. За пределами учреждения участники проекта делились продуктами инновационной деятельности на фестивале инновационных педагогических идей «Открытие» на базе государственного учреждения образования «Криничанская средняя школа Мозырского района» в апреле 2021 года и мае 2022 года. В ноябре 2022 года школа приняла участие в e-mail-конференции «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений».
В рамках учреждения образования демонстрация опыта инновационной деятельности проходила на школьных семинарах, выставках, в ходе заседаний ресурсного центра классных руководителей и педагогов дополнительного образования.
15.09.2020 г. школа приняла участие в республиканском семинаре-совещании по инновационной деятельности «Управление инновационной деятельностью в учреждениях образования».
28.10.2020 г. – в областном методическом совете по инновационной деятельности.
03.11.2020 г. педагоги стали участниками дистанционного обучающего семинара по образовательной программе «Инновации и управление изменениями».
12.04.2021 г. заместитель директора по воспитательной работе Колосова Виктория Викторовна с целью совершенствования профессионального уровня по формированию документации по инновационному проекту стала участником семинара-практикума «Оформление и фиксация промежуточных, итоговых результатов реализации инновационного и экспериментального проектов в соответствии с критериями эффективности» в рамках районного ресурсного центра по организации инновационной деятельности.
Коллектив педагогов принял участие в районных этапах XIX и XX республиканских выставок научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи.
Важным результатом реализации проекта является формирование и пропаганда опыта работы педагогов и учреждения образования в целом.
В ходе реализации инновационного проекта педагог-организатор Акунец Н.В. посетила курсы повышения квалификации на базе ГУО “Гомельский областной институт развития образования” по теме “Инновационная деятельность в учреждениях образования: теория и практика”.
8 января 2022 года педагоги и обучающиеся школы приняли участие в районном смотре инновационного и технического творчества, где заняли 2 место. 15 января 2022 года – в районном конкурсе научно-технического творчества «ТехноИнтеллект», где также заняли 2 место.
11.02.2022 рамках ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию в программе круглого стола «Памятники литературы и культуры как основа духовного возрождения общества» на базе ГУО «Средняя школа №15 г.Мозыря» представили материалы в секции буклетов «10 причин, чтобы…»
26.11.2021 приняли участие в XI зональных детско-юношеских православных чтениях, посвященных памяти Святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, проходивших на базе ГУО «Средняя школа №6 г.Мозыря» и заняли 3 место.
Ежегодно в школе проходит Неделя общественных объединений детей и молодёжи.
Актив ПО “БРСМ” и ПО “БРПО” принимает участие в мероприятиях: “Хоровод дружбы”, “Чудеса на Рождество”, “Восстановление святынь”, “Быть здоровым – модно!”, “Я – гражданин Республики Беларусь”, “Уроки памяти” , “Уроки мужества”, в промопроекте “Выбираем студотряд” и др.
Для учащихся и их законных представителей в школе проводились семинары, конференции по развитию коммуникативной компетентности учащихся.
На сайте школы в разделе «Инновационная деятельность» размещена информация по инновационному проекту, а также методическая копилка.
Результаты
На всех этапах работы наиболее актуальными аспектами критериальной базы были такие критерии, как методическая и дидактическая обеспеченность деятельности по проблеме формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся, качество управления инновационными процессами в учреждении. В ходе реализации запланированных мероприятий особое внимание было уделено такому критерию, как удовлетворенность участников проекта инновационной деятельностью.
В результате работы над инновационным проектом учащиеся совершенствовали навыки общения, умения работать с информацией, учились разрешать конфликтные ситуации, совершенствовали умения строить диалог, расширили и углубили знания о коммуникации. Созданы конкретные продукты деятельности педагогов по теме инновационного проекта.
Результатом совместной работы педагогов в рамках реализации проекта стало создание на сайте учреждения образования методической копилки, где представлены лучшие методические материалы классных руководителей, педагога-организатора, педагога-психолога. Активно работал клуб «Лидер», что способствовало повышению активности учащихся.
Имеет место положительная динамика творческих достижений педагогов и учащихся в конкурсах:
- районный смотр инновационного и технического творчества учащихся и педагогов дополнительного образования (2 место);
- конкурс «Спасатели глазами детей» (номинация «Стикерпак МЧС» - 1 место);
- конкурс 3D – проектов «Вокруг света» (3 место);
- выставка технического творчества учащихся (три - 1 места, три - 2 места в различных номинациях);
- районный конкурс научно-технического творчества «ТехноИнтеллект» (2 место);
- районный круглый стол «Памятники литературы и культуры как основа духовного возрождения общества» (секция буклетов «10 причин, чтобы…» - благодарность);
- XI зональные детско-юношеские православные чтения, посвященные памяти Святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (3 место) и др.
Разработаны методические материалы для интерактивных занятий, упражнений, коллективных творческих дел по формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных объединений (Приложение 1).
Разработаны тестовые и игровые задания на выявление лидеров, определённых ценностных ориентиров (Приложение 2).
Организовано проведение на постоянной основе трудовых и волонтёрских акций «Милосердие», «Поделись своим теплом», «Памятник», «Где живём, там порядок наведём», «Ветераны живут рядом»; участие в акциях «Я – гражданин Республики Беларусь», «Чудеса на Рождество», «Наши дети»; проведение информационных часов в рамках проекта «Школа Активного Гражданина», торжественные сборы членов детских и молодёжных общественных объединений, приуроченные памятным датам.
Результатом работы стало проведение участниками инновационного проекта всех запланированных мероприятий, было обеспечено единство целевых и содержательных компонентов программы.
Практическим воплощением содержания инновационного проекта стало:
- организация работы объединений по интересам «Подготовка лидеров детских и молодёжных общественных объединений», «Юный патриот», «Зямля бацькоў – зямля святая»;
- деятельность школьного ученического самоуправления;
- организация работы комнаты школьника;
- деятельность волонтёров-инструкторов;
- организация деятельности волонтёрского отряда «Милосердие».
Результаты работы в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений» в государственном учреждении образования «Руднянская средняя школа Мозырского района» свидетельствуют об эффективности данной модели, так как, в ходе реализации проекта:
- возросла инновационная компетентность учителей, итогом чего стала разработка мероприятий по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений учащихся;
- реализация проекта способствовала повышению мотивации и профессионально-личностного роста педагогов;
- обеспечено активное использование информационных технологий.
Заключение
Результаты инновационной деятельности по реализации проекта позволяют сделать следующие выводы.
Инновационная деятельность в учреждении образования является одной из важных составляющих деятельности педагогического коллектива: создаются оптимальные условия для профессионального развития каждого педагога в контексте внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений, что способствует повышению качества образовательного процесса в целом. Расширена теоретическая база образовательной деятельности педагогов, осуществляющих инновационную деятельность.
С учетом выявленных проблем на каждом этапе реализации проекта вносились коррективы в осуществляемую деятельность в отношении всех субъектов образовательного процесса. На заключительном этапе реализации проекта осуществлялась деятельность по разработке методических материалов и интеграции результатов в образовательный процесс.
В целом задачи реализации проекта выполнены. Полученные результаты инновационной деятельности соответствуют ожидаемым. Прослеживается динамика результатов инновационной деятельности в соответствии с разработанными критериями.
Сформулированные выводы являются доказательством того, что данный проект является актуальным не только для нашего учреждения образования, но и для всей системы общего среднего образования.
Осуществление деятельности педагогами в ходе реализации инновационного проекта позволило повысить инновационную культуру, что обусловило формирование инновационного педагогического опыта, который презентовался на различных мероприятиях.
Мероприятия, проведённые с учащимися, были направлены на формирование и развитие коммуникативных компетенций.
В целом можно констатировать, что мероприятия календарно-тематического плана инновационной деятельности соответствовали цели и содержанию реализации инновационного проекта, обеспечили его результативность.
Реализация проекта позволила:
- создать инновационную команду по методической поддержке проекта;
- определить темы и содержание педагогических исследований в рамках проблемного поля проекта;
- обеспечить условия для самообразования и повышения квалификации участников проекта.
Велась планомерная работа по накоплению, обобщению и систематизации инновационного опыта.
Создана виртуальная методическая копилка на сайте школы.
Опыт реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений» позволяет сделать следующие выводы:
1. Результаты инновационной работы за 2020-2023 годы соответствуют поставленной цели и задачам инновационного проекта, согласованы с заявленными в проекте критериями и показателями, что свидетельствует об эффективности проделанной работы по созданию социально-воспитательной среды в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
2. Проведена диагностика определения уровня компетентности педагогов и учащихся в рамках темы исследования.
3. Обобщен локальный опыт эффективных практик педагогов, который будет использоваться вобразовательном процессе.
4. Расширена сеть методического обеспечения деятельности классных руководителей по формированию культуры общения в социальных сетях через деятельность творческой группы педагогов, реализующих инновационный проект; участие в семинарах, практикумах, дистанционном обучении.
Таким образом, результаты реализации инновационного проекта подтвердили свою педагогическую эффективность и целесообразность. Их значимость для системы образования Республики Беларусь состоит в разработке и апробации наиболее эффективных форм работы педагогов по данному направлению, которые могут быть внедрены в практику для использования в образовательном процессе учреждений образования. Анализ и апробация разработанной модели указывает на необходимость продолжения разработки эффективных форм практической реализации процессов формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.
Заместитель директора по воспитательной работе
Государственного учреждения образования
«Руднянская средняя школа Мозырского
района» В.В.Колосова