МЕСЯЧНИК ОБЩЕНИЯ
«УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ — УЧУСЬ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ — УЧУСЬ ЖИТЬ»
Общество сегодня заинтересовано в формировании личности, обладающей тем набором качеств, которые делают возможным развитие общественной жизни. Государство исходя из запросов общества организует в рамках учебного заведения воспитательное пространство, которое может обеспечить самоопределение и самореализацию личности. Ученики и родители, в свою очередь, заинтересованы в раскрытии индивидуальных способностей и потребностей личности, уважение её интересов. Результатом работы, направленной на осуществление этих задач является воспитание конкурентноспособной личности, обладающей теми компетенциями, которые необходимы обществу, которые способствуют самоопределению и социализации каждого его члена.
Одним из важнейших факторов, способствующих успешному выполнению поставленных задач является правильно выстроенная система общения. С детьми надо говорить, разговаривать. Не поучать, а именно взаимодействовать. И, конечно, очень важным является формирование у детей навыка общения. Именно «здоровое» общение служит важнейшим, а в современных условиях и незаменимым, компонентом формирования личности, отвечающей требованиям современной жизни.
Общение является:
* Механизмом передачи опыта и знаний
* Ведущим катализатором деятельности
* Способом передачи информации во всех её видах
Умение правильно общаться и взаимодействовать с окружающим миром – залог успешного развития личности.
Предлагаем вашему вниманию короткое изложение месячника общения в школе, целью которой является формирование у учащихся компетенций, способствующих социальному общению людей.
Задачи месячника:
- формировать у учащихся культуру общения;
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;
- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
- способствовать решению проблем саморазвития и самосовершенствования.
Механизм реализации месячника общения
Неделя реализуется через комплекс различных видов деятельности и форм внеклассной работы с привлечением педагогов школы, специалистов дополнительного образования, родителей.
Виды деятельности:
* изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;
* изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений;
* обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;
* обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование аналитических и рефлексивных умений общения;
* организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения
* обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии.
Формы внеклассной работы
* тематические классные часы, интерактивные игры;
* тренинги общения;
* тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
* праздники, конкурсы;
* самопрезентации и самопредставления.
Диагностика
Для определения результативности месячника общения проводятся: социометрические исследования, анкетирование родителей и учащихся, творческие конкурсы, направленные на выявление психологической атмосферы в классе.
Предполагаемый результат работы
Через реализацию данного месячника общения помочь старшекласснику вступить в самостоятельную жизнь, вооружив его навыками взаимодействия в обществе, научив адекватно оценивать себя и уважительно относиться к другим людям.
Шаги реализации
- Шаг первый – диагностика (определяется уровень развития общения в коллективе; выявляются проблемы в общении внутри классного коллектива, в школьном коллективе, в семье).
- Шаг второй – корректирование (проводится набор мероприятий, направленных на коррекцию взаимоотношений, решение проблем в общении).
- Шаг третий - актуализация (закрепляется понимание необходимости умения правильно взаимодействовать с окружающим обществом (создание «ситуаций успеха»), культивируется желание получения новых навыков общения).
- Шаг четвёртый – подведение итогов (на основе, полученного результата завершаем месячник общения).
Несколько возможных вариантов мероприятий,
в ходе которых реализуется программа
- Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе
Интерактивная игра «Бинго».
Участвует весь класс. Каждому участнику раздают опросные листы. Листы поделены на 15 клеток (возможно и другое количество). В каждой клетке обозначена определённая личностная характеристика. Например: «занимается хоккеем», «обожает сериалы», «умеет вязать», «знает сто анекдотов», «любимый цвет – желтый» и т.д.
Необходимо найти участника, которому принадлежит характеристика, и поставить его подпись. Побеждает тот, кто быстрее соберёт все 15 подписей. Игра идёт пока не будут заполнены все листы.
Подводя итог, выявляем победителей, обсуждаем причину их успешности. А у педагогов появляется прекрасная «пища для размышлений» на тему проблемы в общении и организация коррекции.
- Изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей
Ролевая игра «Как на наши именины …» (на опыте взаимоотношений XIX века).
Выбирается именинник, члены его семьи, родственники, друзья, соседи. Предварительно предоставлен материал о правилах проведения именин в то время: как оформляют пригласительные, в какой последовательности и кто приглашает на именины, какие дарят подарки, каковы нормы этикета на таком мероприятии, какой была программа такого вечера и т.д. После проведения «именин» с учащимися проводится рефлексия.
- Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения
Тренинг «Карусель»
Класс встаёт в два круга – внутренний и внешний. Стоят лицом друг к другу. По хлопку ведущего внешний круг делает шаг вправо, происходит смена пар. За одну минуту (до следующего хлопка) участникам пары нужно сказать друг другу комплемент. Тренинг продолжается пока внешний круг не вернётся на исходную позицию. Затем происходит обсуждение.