Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Формирование коммуникативной компетентности у учащихся

Дата: 5 мая 2023 в 22:37

Формирование коммуникативной компетентности у учащихся

как основа успешной жизнедеятельности

Широкий круг исследователей, посвятивших работы теме формирования коммуникативной компетентности, подтверждает, что предмет исследования представляет собой значительный интерес, так как коммуникативная компетентность является важной характеристикой профессиональной компетентности учащегося в будущем. Во-первых, потому что сегодня уже мало быть хорошим специалистом, необходимо быть еще и хорошим сотрудником, что означает умение работать в команде на общий результат, участие в принятии решений, умение сделать понятным смысл своего высказывания для других и понимание точки зрения своих коллег по работе. Кроме того, нужно уметь работать с информацией, используя различные информационные технологии, продуктивно разрешать конфликты, публично представлять результаты своей работы, учитывая содержательную критику; уметь позитивно строить свои взаимоотношения с коллегами по работе. Индивидуально-личностные качества,  социально-культурный и исторический опыт способствуют формированию компетентности в общении. В самом широком смысле компетентность человека в общении можно определить как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии. Знание об общении — необходимый элемент компетентности, но  лишь в том случае, когда оно становится социальной установкой — готовностью действовать определенным образом по отношению к себе, другим, ситуации. Важный показатель компетентности в общении — отношение человека к собственным ценностям: насколько он их рефлексирует, насколько сам себе отдает в них отчет.

В ходе исследований в практике современной школы было установлено, что педагоги недостаточно готовы к системной работе по формированию коммуникативных умений учащихся через учебные предметы. Объясняя это, педагоги указывают разные причины: отсутствие необходимой методической литературы; трудности при выделении критериев сформированности коммуникативных умений; недостаточную профессиональную компетентность в данном виде деятельности. 

Принимая во внимание существующую проблему, следует признать целесообразным необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности учащегося,  свободно владеющего речью, самостоятельно избирающего стиль общения и деятельности, активно использующего знание на практике. Процесс формирования коммуникативной компетентности должен ориентироваться на системно-деятельностный, личностно - ориентированный, компетентностный подходы, включающий в себя:

- диагностику сформированности коммуникативной компетентности учащихся;

- определение содержания формирования коммуникативной компетентности на основе стартового уровня коммуникативной компетентности, а также с учетом мотивационных запросов учащихся;

- поэтапную организацию деятельности, направленной на достижение максимально возможного в условиях образовательного процесса уровня коммуникативной компетентности учащихся.

Коммуникативная компетентность рассматривается как целенаправленный процесс и результат развития умений (умения устанавливать психологический контакт с собеседником, управлять процессом общения, речевые и рефлексивные умения) и личностных качеств (доброжелательность, тактичность, объективность, толерантность, организованность, инициативность и др.) учащихся, способствующих решению педагогических задач возникающих в процессе общения.

Учащийся должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, разрешить конфликт, снять напряжение.

Работу по формированию коммуникативной компетентности со учащимися возможно осуществить с помощью разнообразных, эффективных на наш взгляд, форм и методов работы.

Дискуссия – обмен взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного процесса.

Беседа – ведущая функция данного метода – побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции. Метод беседы в практике педагога  используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепление материала, развития творческих способностей, формирование общеучебных умений, что  дает возможность учащимся понять проблему с различных позиций.

Лекция-диалог.  Содержание здесь подается через серию вопросов, на которые учащиеся должны отвечать непосредственно в ходе лекции. Диалоговый метод заключается в коллективном поиске истины (правильного ответа, решения проблемной ситуации) путем диалога педагога и аудитории. Данный метод имеет общие черты с проблемным методом, однако, предметом диалога не обязательно может быть спорное положение или проблемный вопрос. Педагог может поставить обучающимся вопрос, касающийся одной или нескольких проблемных ситуаций, уяснить знание нормативов и тому подобное. Здесь правильный ответ может быть не сразу найден, потребуется выяснить мнения нескольких человек.

 Мозговой штурм – рекомендуется проводить как с педагогами, так и с детьми. При проведении «мозгового штурма» запрещается критика и поощряется любая идея, даже шуточная  или явно нелепая. Все высказанные идеи записываются для последующего их рассмотрения группой экспертов. После утверждения решения «генераторы идей» распределяются на его противников и сторонников с целью выявления слабых мест и их исправления.

Коммуникативный тренинг – это вид социально-психологического тренинга, направленный на развитие социальной компетентности. Коммуникативный тренинг направлен на развитие следующих базовых умений: вступать в контакт, инициируя его; стимулировать партнера к прояснению его позиции, предложений, высказываний; слушать, услышать  и понять то, что имел в виду партнер; воспринять и понять то, что партнер не в состоянии выразить; выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, переговорах, дискуссиях и др.

Семинары – конференции. Семинары – это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идет активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством педагога делают обобщение.

Реализации условий для обеспечения интенсивной речевой практики в относительно свободной творческой атмосфере способствует использование  ролевой игры. Ролевое общение обладает большими возможностями для совершенствования знаний путем формирования и активизации у учащихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной и коммуникативной деятельности.

 Деловые игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Они предполагают организацию речевого общения по искусственно воссозданным ситуациям производственно-профессионального характера. Цель их – формирование навыков и умений профессионального общения, развитие на основе совместной коллективной деятельности творческой самостоятельности и инициативы, стимулирование интереса к какой-либо профессиональной деятельности и стремления к самосовершенствованию.

Использование информационных технологий открывает новые возможности для совершенствования профессиональной компетентности,   основными из которых являются: расширение доступа к учебно-методической информации; формирование у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения, умение искать информацию; организация оперативной консультационной помощи; организация совместных исследовательских проектов и т.д. Укажем возможные варианты использования информационной технологий в социально-педагогической деятельности:

- использование готовых мультимедийных занятий с использованием информационных технологий, компьютерных программ;

- проведение диагностических процедур;

-поиск через Интернет ряд нормативно-правовых документов, учебно-методических материалов;

- создание мультимедийных презентаций;

- организация самостоятельной работы с использованием ресурсов сети Интернет: написание реферата-обзора и т.д.

Ведущее место среди  методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики и направленных на формирование коммуникативной компетентности, принадлежит сегодня методу проектов. Проект отличается тем, что каждый учащийся в нем демонстрирует подлинную заинтересованность не только в материализованном продукте, получаемом в ходе его выполнения, но и в самом процессе его осуществления, который сопровождается выстраиванием сложной системы отношений общения, поведенческих аспектов, самой проектной деятельности, т.е. через целостное и одновременно многогранное взаимодействие с другой личностью (преподавателя, учащегося). Взаимодействие в проектной деятельности всегда является активным процессом, предполагающим совершенствование коммуникативных умений.

Методы формирования коммуникативной компетенции

     Коммуникативная компетенция — сложное по структу­ре образование, что определяется сложной структурой ком­муникации. Последняя включает ряд этапов. Первый этап — самоопределение в коммуникативной ситуации, когда опре­деляются необходимость и цель участия в коммуникации. Второй этап — анализ намерений партнеров и способов ком­муникации с учетом своих целей и возможностей. Третий этап — выбор соответствующего ситуации речевого жанра, поведения и коммуникативных техник. Четвертый этап — собственно коммуникация. Пятый этап — самооценка цен­ности, степени значимости, результативности прошедшей коммуникации. Однако отдельным этапам или умениям ком­муникации нельзя обучиться изолированно друг от друга, чтобы потом «сложить» их вместе и получить коммуникатив­ную компетенцию. Поэтому все методы формирования и раз­вития коммуникативной компетенции являются комплекс­ными.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

•    все формы учебного диалога;

•    доклады и сообщения;

•    ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом об­щем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающе­го вопросы и Отвечающего;

•    учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных катего­рий людей;

•    обсуждения, дискуссии, диспуты;

•    упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуа­циях;

•    выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппо­нентов;

•    выступление в качестве ведущих на мероприятиях, ве­черов и т.д.;

•    вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуника­цию:

•    ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом об­щем виде, роли Пишущего и Читающего;

•    учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);

•    телекоммуникационные проекты, предполагающие со­ставление текстов для размещения на Интернет-фору­мах или отправки по электронной почте, а также полу­чение и чтение соответствующих сообщений;

•    подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;

•    рецензирование учебных исследовательских работ, под­готовленных товарищами.

В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:

- читать и понимать несложные, оригинальные тексты;

- устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер;

- в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку;

- умение письменно оформить и передать элементарную информацию.

Для поддержания плодотворной и успешной речевой деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения занятий, например использование различных видео- и аудиоресурсов.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.